Т. Г. Назаренко. Пугачев. Москва, частное собрание

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 кл. 23.04.2020 преп. ПОТАПОВА С.И.

 (вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)

Повторение пройденного материала. Закрепление

НОВАЯ ТЕМА

Тема: Русское искусство 1970 – 1980 х. 

Теоретические сведенья о русском искусстве 1970 – 1980 х годов.

Задание:

-Ознакомиться с теоретическим материалом;                                             - Сделать краткий конспект по теме в тетрадях по истории искусств; - Выбрать работу художника русского искусства 1970 –1980 х годов, сделать краткую характеристику и описание картины. 

СДАТЬ работу 23.04.2020!!!!!!                                                              

Теоретические сведенья о русском искусстве 1970-1980 х годов. 

Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, кто вступил на стезю искусства в 1970–1980-е гг., работают и видят мир иначе, чем те, кто, скажем, менял лицо советского искусства в 1960-е. В живописи этих десятилетий пет единого стиля, как един был, например, "суровый стиль", нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов. Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнаны вовсе, как и тонко нюансированный цвет, уступающий иногда место резко ограниченному, локальному; вместо единой "точки схода" может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе. "За плечами" современных художников богатейший опыт поисков и находок, использование традиций древней живописи и приемов фото- и киномонтажа, как это делал в 1920-е годы А. М. Родченко. Вся эта широкая палитра выразительных средств, если только она не является самоцелью, раскрывает разные творческие индивидуальности и служит созданию задуманного художественного образа.

В 1970–1980-е гг. на арену культурной жизни вступило поколение, которое во многом определило лицо советской живописи последующего времени и в какой-то степени повлияло на искусство сегодняшнего дня: Т. Г. Назаренко, О. В. Булгакова, Н. И. Нестерова, А. В. Волков, В. В. Рожнев, А. Г. Ситников, В. М. Орлов и другие талантливые мастера. Это художники, ставшие сейчас уже заслуженными мэтрами, они много и интересно – на языке изобразительного искусства – размышляли о традициях, об истории, понимании красоты в современном мире. Они иначе, чем художники предыдущих лет, понимали образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя. Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична, виртуозна, фантастически изощренна. В ней нет места прямолинейной повествовательности 1950-х гг., противопоказанной природе изобразительного искусства.

Т. Г. Назаренко. Пугачев. Москва, частное собрание

Не случайно среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картине "Встреча Нового года" (1976) Татьяны Григорьевны Назаренко (р. 1944). Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картины. Так, в полотне "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978) персонажи на заднем плане воспринимаются лишь как видение, возникшее у мастера после чтения книг, которые вместе с бумагами и саблями изображены на переднем плане в качестве главных "действующих лиц". Следующие этапы в ее осмыслении истории – " Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (обе – 1975), " Пугачев" (1980). Эксперимент становится характерным для художника этого времени: в живописи применяются приемы скульптуры (как это позднее делает Назаренко), в скульптуре – раскраска или просто наклейка цветной ткани (но об этом позже).

Метафора, притча являются обычными формами пластического языка Александра Григорьевича Ситникова (р. 1945). Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией начиная с середины 1970-х гг. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него становится "полем борьбы добра и зла, любви и ненависти, разума и глупости, красоты и безобразия, борьбы и смирения, жестокости и доброты, варварства и бессмертия". Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления – эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 1980-х гг. Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное ("Сон", 1978, " Шостакович. “Золотой век“", 1986).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: