Изменения во Франции:
Управление:
Наполеон создал авторитарный режим, режим личной власти. Но большинство французов его поддерживало. На это были свои причины:
- Во-первых, правление Директории привело страну к экономическому краху и военным поражениям (казнокрадство, банкротство, неконтролируемые займы, отсутствие бюджета).
- Во-вторых, существовала угроза восстановления монархии Бурбонов, а это не устраивало большинство населения.
- И, кроме того, Наполеон пользовался огромной популярностью, сначала благодаря военным победам, а потом и как государственный деятель.
1799 – 1804гг. – консульство:
- сохранение республики
- ограничение законодательной власти
- уничтожение местного самоуправления
- амнистия эмигрантам
- признание католицизма государственной религией при сохранении свободы вероисповедания
- ограничение свободы печати, ужесточение цензуры
- борьба с оппозицией
Результаты политики:
- Уничтожение принципа разделения властей
- создание авторитарного режима
- 1804 год - провозглашение Бонапарта императором французской республики, под именем Наполеона I
- 1808 год – провозглашение Франции империей.
Экономическая политика:
|
|
- юридические гарантии частной собственности
- поощрение предпринимательской деятельности
- предоставление государственных заказов буржуазии
- проведение финансовой реформы:
- создание Французского банка
· - введение и укрепление новой денежной единицы – франка
- поддержка образования, подготовка специалистов, в том и для экономики
Результаты политики:
- Ликвидация дефицита государственного бюджета
- Выход из кризиса
- Экономический подъём
- Начало промышленного переворота.
Создана Французская империя, но порядки буржуазные.
Законодательная деятельность:
«Кодекс Наполеона» - свод законов, состоящий из гражданского, коммерческого и уголовного кодексов.
- равенство всех перед законом
- отмена крепостничества
- неприкосновенность частной собственности
Результаты:
- создание законодательной базы для развития буржуазных порядков
- формирование правового государства
Влияние наполеоновской Франции на Европу:
1. отмена феодальных повинностей
2. отмена сословий
3. принятие законов, защищавших права частных собственников
4. введение конституций во многих странах
5. распространение Гражданского кодекса в Европе
Крах наполеоновской империи.
Австрия, Пруссия потерпели поражение.
Только Россия могла вести военные действия на суше.
Тильзитский мирный договор.
Ответьте на вопрос: «Мог ли долго действовать
Тильзитский мирный договор?». Перемирие
1. Россия признавала территориальные изменения в Европе
|
|
2. присоединение России к континентальной блокаде Англии
3. Россия выводила войска и флот из Средиземноморья
4. Пруссия оставалась самостоятельным государством
5. Создавалось герцогство Варшавское, зависимое от Франции, из польских земель, входивших в Пруссию
Невыгодно для России:
1. невозможность торговать с Англией (хлеб, лён, полотно – промышленные товары), - французские поставки не компенсировали потерь
2. герцогство Варшавское – опасность на западных границах
Отечественная война 1812 года
Русская компания (Отечественная война 1812 года)
Крах Наполеоновской армии
1813 год – освобождение Европы
антифранцузская коалиция – Россия. Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания
- 1813 год «Битва народов» под Лейпцигом – поражение французов
- 1814 год союзники заняли Париж
- Наполеон отрёкся от престола (сослан на остров Эльба у берегов Италии)
6. восстановлена власть Бурбонов (Людовик 18)
7. восстановлены дореволюционные порядки, недовольство
8. март 1815 – возвращение из ссылки, «Сто дней»
9. июнь 1815 – битва при Ватерлоо, победа антифранцузской коалиции
10. ссылка Наполеона на остров Св. Елены
III.Закрепление изученного материала.
Задание:
Как вы понимаете слова Наполеона: «Моя истинная слава, не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс»?
Обобщение.
Заполните таблицу.
Внешняя политика Наполеона
Направления внешней политики | Цели и задачи | Основные события | Итоги и значение |
Домашнее задание.
Познакомится с точками зрения на деятельность Наполеона. Подготовить аргументы в их защиту или опровержение.
Каким образом выходец из небогатой корсиканской семьи стал императором Франции Наполеоном Бонапартом?
Подготовить сообщение о Наполеоне Бонапарте
Материал для тех, кто интересуется историей.
Личность в истории.
Наполеон Бонапарт
«Родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика в небольшом городке Аяччо в семье адвоката Карло Бонапарте и его жены Летиции. Характер у ребенка был тяжелый. Сам Наполеон писал впоследствии: «Ничто мне не импонировало, я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось терпеть от меня моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И его же за это бранили, так как, бывало, еще до того, как он придет в себя от страха, я уже жалуюсь матери. Мое коварство приносило мне пользу, так как иначе мама Летиция наказала бы меня за мою драчливость, она никогда бы не потерпела моих нападений».
Наполеон был угрюмым и раздражительным ребенком, но мать любила его, хотя воспитание в семье дети получали достаточно суровое. Семья жила экономно, но без нужды. Отец был добрым и слабохарактерным, а поэтому главой семьи фактически была мать — твердая, строгая и трудолюбивая женщина. Наполеон унаследовал от нее любовь к труду и строгому порядку.
Отец решил дать своим детям французское воспитание. В 1779 г. он отвез старших детей — Жозефа и Наполеона — во Францию, где они учились в Отенском колледже. В том же году Наполеон был переведен в военное училище в г. Бриене в Восточной Франции.
Он и здесь оставался угрюмым и замкнутым мальчиком, который часто раздражался, не искал сближения с товарищами, смотрел на всех без почтения и приязни. Наполеон был не по годам уверенный в себе, несмотря на маленький рост. Его обижали, дразнили, но мальчик дрался яростно и ожесточенно, и вскоре к нему перестали придираться. Учился он великолепно, особенно нравились ему история Древней Греции и Рима. Превосходные успехи были у него также по математике и географии. Так как учителя этой провинциальной военной школы не всегда оказывались на высоте, то пробелы в своих знаниях маленький Наполеон восполнял чтением. Он читал всегда много и очень быстро.
|
|
В 1784 г. Наполеон с успехом окончил учебу и перешел в Парижскую военную школу, из которой выпускники-офицеры уходили в армию. В школе преподавали первоклассные специалисты.
Но произошло несчастье — в феврале 1785 г. от рака желудка скончался его отец Карло Бонапарте. Семья оказалась почти без средств к существованию. Поэтому 16-летний юнкер взял на себя заботу о матери, братьях и сестрах. Он закончил короткий годичный курс в Парижской военной школе и 30 октября 1785 г. в чине подпоручика отправился в полк, который стоял на юге, в городе Валенсе.
Молодой офицер жил в постоянной нужде, так как большую часть своего жалованья он отсылал матери. Он не мог позволить себе никаких развлечений, и оставшихся денег ему хватало лишь на скудное пропитание. Единственным его досугом было чтение книг в лавке букиниста. Общества Наполеон чуждался, так как комплексовал из-за плохой одежды, а поэтому запоем и с жадностью читал книги, которые давал ему букинист. Наполеон выписывал из них цитаты и делал заметки у себя в тетрадях» (По материалам «Всемирной истории», Т. 16 «Европа под влиянием Франции». Минск, 1998. С. 74-77).