Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?

Урок теоретического обучения

Преподаватель Щербакова Вера Петровна v.scherbackowa2013@yandex.ru

Предмет: ОУП. 04 История

Дата проведения: 25.04.2020

Курс 1 Группа 4 Специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Тема урока № 75-76 Культура и искусство в СССР в межвоенные годы. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма работы: электронное обучение.

Цель: формировать представления о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы, познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.  Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы.

К первой теме презентация «Культура»

Вводная часть.

Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века.

События, происходящие в стране, оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры.

Повторим.

- Что же такое индустриализация?

- Что такое коллективизация?

- Кто такие кулаки?

Основная часть.

Изучить содержание презентации и ответить на вопросы в тетради.

Факторы, влияющие на культуру

Первый фактор, который всегда необходимо анализировать, когда мы говорим о развитии культуры, искусства, – это роль государства. В 30-е гг. в Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства.

С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную. Огромные средства, не сравнимые с 1920-ми гг., тем более с годами Гражданской войны, вкладывались в культуру, искусство, науку, в образование. Таким образом, говоря о роли государства, нельзя сказать, что влияние было только плохим или только хорошим, оно было противоречивым.  То же касается и наличия политических свобод: с одной стороны, для искусства и культуры свобода – это очень хорошо, с другой стороны, опыт многих эпох, разных стран показывает, что ограничение свободы приводит к большему духовному взлету, когда художники, творцы, поэты, писатели, пытаясь преодолеть запреты, достигают вершин, которых в условиях абсолютной свободы достичь нельзя.

Однако репрессии со стороны власти нельзя оправдать. Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. Лихачев

Вопросы.

- Назовите деятелей советской науки и их достижения.

- Назовите деятелей советской культуры и их достижения.

- Кого изображали советские художники и скульпторы?

- Какие события повлияли на развитие науки и культуры?

 

События в мире в 1918-1939гг.

План

1.Европа после I мировой воны

А) территориальные изменения

Б) революция в Германии

В) революция в Венгрии

Г) развитие рабочего движения

2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.

А) экономический кризис 1929-1933гг.

Б) Кейсианство

В) новый курс Ф.Рузвельта

Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)

Назовите страны победительницы.

Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.

Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.

Каковы итоги войны:

1. Территориальные изменения в мире (работа с картой)

2. Появление новых государств (работа с картой)

3. Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии

4. Усиление влияния США

5. Создание Лиги наций

  Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?

Причины революционного подъема

А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;

Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.

Особенности и страны

Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.

При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.

Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:

 

страна событие даты движущие силы лидеры результат
Германия Буржуазно- демократическая революция     Вооруженное восстание 1918     1919 Мелкая буржуазия, социал-демократы   Наемные рабочие, компартия Фридрих Эберт,     Роза Люксембург, Карл Либкнехт Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты
Венгрия Вооруженное восстание 1919 Социал-демократы и коммунисты Бела Кун Поражение, фашистский переворот, запрет компартии

Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?

(Более устойчивые политические институты власти, чем в России. Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)

Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?

Первое: реформистское;

Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.

Формируются две международные организации:

Коммунистический III Интернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.)

Способствовало ли это рабочему движению?

    

Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг.

Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.

1) Причины экономического кризиса.

- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.

- кредитный бум

- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)

- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов

Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.

2) Механизм развития кризиса:

- крах биржи (обвал стоимости акций)

- разорение акционерных обществ и банков

- сокращение производства

- рост безработицы

- потеря сбережений

- падение налоговых поступлении

3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).

4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.

 

    Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой? Кратко теория Дж.Кейса. Что включала?

1. Изменение роли государства в экономике.

2. Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом

3. Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.

 Проявлением нового отношения государства к экономике явился»новый курс» Ф.Рузвельта.

Краткая биографическая справка: Франклин Делано Рузвельт (задание на дом)

Основные направления:

- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)

- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)

- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)

- повышение налогов (прежде всего, на богатых).

- создание госпрограмм помощи безработным

- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)

Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.

Обобщение.

- Чем закончились революционные события в Европе?

- В чем отличие европейского пути развития от российского?

- Что такое экономический кризис?

 

Домашнее задание.

Иметь конспект, составить краткаю биографическаю справку: Франклин Делано Рузвельт

Контрольный тест.

1. В каком году был создан Коммунистический Интернационал:

А) в 1920 В) в 1919

Б) в 1925 Г) в 1930

 

2. Что не являлось причиной подъема революционного движения в европейских странах после первой мировой войны:

А) поражение в войне 1914-1918 годов, развал экономики

Б) падение у большинства населения доверия к политике правящих кругов

В) усиление реформистских настроений у лидеров социал-демократии

Г) влияние революции 1917 года в России

 

3. Какие из приведенных ниже идей не были свойственны западноевропейской социал-демократии:

А) необходимо отстаивать конкретные, повседневные интересы трудящихся

Б) цель рабочего движения – борьба за реформы в рамках существующего строя

В) революционная партия должна стремиться к насильственному захвату власти

Г) социал-демократы должны сотрудничать с властью для защиты интересов рабочего класса

 

4. Кто из президентов США проводил политику под названием «новый курс»:

А) Г. Трумэн В) В. Вильсон

Б) Ф. Рузвельт Г) Д. Эйзенхауер

 

5. Что из перечисленного не было следствием кризиса 1929-1933 годов в США:

А) падение роста промышленного производства

Б) рост безработицы

В) создание финансовых пирамид

Г) потеря сбережений миллионов вкладчиков

 

6. К характерным чертам «нового курса» не относится:

А) расширение роли государства в экономике

Б) стремление к обеспечению полной занятости

В) меры по повышению степени равноправия в обществе

Г) меры по обеспечению малоимущих дешевым жильем

Д) введение централизованного планирования экономического развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: