Судебный порядок разрешения хозяйственных споров

Понятие, виды экономических споров. Способы разрешения экономических споров.

 

Отличительными чертами хозяйственных споров являются следующие:

1) он возникает в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) вопросы, которые он затрагивает, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве товаров, работ, услуг;

3) эти споры имеют имущественные последствия.

Поэтому экономический спор можно определить как спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также с предъявлением юридическими лицами иных требований экономического (имущественного) характера.

Виды хозяйственных споров:

1) Из гражданских правоотношений

  • Споры преддоговорного характера
  • Об изменении условий или о расторжении договоров
  • О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств
  • О признании права собственности
  • Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски)
  • О нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения (негаторные иски)
  • О возмещении убытков

2) Из публичных правоотношений

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об административных правонарушениях;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Можно выделить следующие способы разрешения хозяйственных (экономических) споров:

1. Судебный порядок: разрешение хозяйственных споров в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, третейских судах (хотя последние не являются органами государственной власти)

2. Внесудебный порядок: разрешение споров в претензионном порядке, альтернативные способы разрешения споров.

 

Внесудебные способы разрешения хозяйственных споров.

Претензионный порядок разрешения споров устанавливается специально соглашением сторон или следует из обычаев делового оборота и лишь в некоторых случаях прямо предусматривается законодательством (например, положения об обязательности претензионного порядка урегулирования споров сохранены в ст. 797 ГК РФ – транспортные договоры). Установление претензионного порядка предполагает непременное обращение стороны спора к нарушителю с требованием, и лишь после предъявления такого требования сторона приобретает право на обращение с иском в суд, то есть возможность использования судебной защиты поставлена в зависимость от соблюдения указанного досудебного (претензионного) порядка.

Предъявляя претензию, один субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии. Если контрагент добровольно удовлетворяет заявленную претензию, нет необходимости обращаться в суд.

 

Посредничество определяется как процедура разрешения споров, в которой участвует нейтральное третье лицо - посредник, содействующий спорящим сторонам в их попытке урегулировать спор путем переговоров.

Примирение (conciliation) отличается от посредничества тем, что безучастное третье лицо может само разрабатывать и рекомендовать условия урегулирования спора между спорящими сторонами, которые, в свою очередь, не обязаны принимать такие рекомендации, но должны добросовестно рассмотреть предложения «миротворца».

 

 

Судебный порядок разрешения хозяйственных споров.

Судебная система РФ

Федеральные суды

Суды субъектов РФ

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Мировые судьи (судьи общей юрисдикции)

Верховные суды субъектов РФ Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Районные суды

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

К компетенции судов общей юрисдикции относятся дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В арбитражном и гражданском процессе хозяйственные споры проходят следующие стадии рассмотрения:

1. предъявление иска.

2. подготовка дела к судебному разбирательству.

3. 3. судебное разбирательство.

4. апелляционное производство.

5. кассационное производство.

6. надзорное производство.

7. производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

8. Исполнительное производство.

 




double arrow
Сейчас читают про: