Вопросы № 2,3,7 – письменно

История, 9 –й класс.

Срок выполнения: 27.04 – 30.04

Тема: «Духовная жизнь советского общества в  СССР в 20 -  30 – е гг.».

Вопросы № 2,3,7 – письменно.

1) Назовите главные задачи культурной революции в СССР.

2) Перечислите достижения в сфере образования.

3) Какие изменения в советской системе образования произошли в середине 1930-х годов? Как вы думаете, с чем это было связано?

4) Какие две противоречивые тенденции проявлялись в развитии науки?

5) Каким образом осуществлялся контроль над развитием литературы и искусства?

6) Назовите имена выдающихся деятелей советской науки и культуры этого периода.

7)В каком положении находилась РПЦ в 20- 30 – е годы. (Можно использовать дополнительный материал).

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

Во-вторых, высокий уровень развития экономики – материально-техническая база для осуществления коммунистического принципа распределения: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.

Около 7 миллионов детей оказались беспризорными. Их нужно было как-то обустроить, привести с улицы в школы. Кстати, борьбу с беспризорностью возглавил главный чекист страны Феликс Дзержинский. Фактически всеобщее начальное обучение детей в СССР было введено лишь к сентябрю 1930 г.

Для молодёжи старше 16 лет и взрослых создавались пункты и школы ликвидации неграмотности.

За 3 – 4 месяца их выпускники должны были научиться читать, делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Кроме того, преподавался краткий курс «Основ строительства советского государства». Итог этой кампании был впечатляющим. К 1936 году было обучено 40 миллионов неграмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность взрослого населения 16 – 50 лет приближалась к 90%.

Большие изменения произошли в школах. Они становились бесплатными, отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Вместо всех существовавших ранее типов учебных заведений вводилась единая трудовая школа. В ней запрещалось изучение религии, отменялись физические наказания. Все народы получили право обучаться на родном языке. Школа делилась на 2 ступени: начальная – 4 года и средняя – 5 лет. Ставилась задача развить интерес к исследованию окружающего мира, приучить к самостоятельной работе с книгой, привить навыки работы в коллективе. Отсюда и революционная идея: не должно быть уроков, парт, звонков. А должны быть экскурсии, творчество, изучение той или иной темы бригадой. Отменялись учебники, домашние задания, экзамены. Отдельные предметы были объединены в комплексы: природоведение, обществоведение … И обязательное обучение политграмоте, даже если речь идёт об арифметике. Вот, например, такая задача: «Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская коммуна 22 мая того же года. Как долго она существовала?» Также предусматривалось обучение конкретным видам труда.

В вузы вначале (в 1918 г.) планировалось принимать всех желающих граждан старше 16 лет, причём справки о законченном среднем образовании не требовалось. Когда оказалось, что желающих учиться в университетах и институтах больше, чем мест в них, предпочтение стало отдаваться детям рабочих и крестьян, то есть вновь появился отбор по классовому признаку, но теперь (в отличие от дореволюционной России) в пользу трудящихся. Но этим молодым людям часто не хватало базового образования, общих знаний. Для ускоренного прохождения ими курса средней школы в 1919 году стали создаваться рабфаки (рабочие факультеты).

В 30-е годы в советском образовании произошли серьёзные изменения. Все школьные учреждения унифицировались, то есть приводились к единому образцу. Основной общеобразовательной школой стала семилетка, полное среднее образование можно было получить в 8 – 10 классах. В постановлении 1934 года «О структуре начальной и средней школы СССР» были осуждены бригадный и проектный методы обучения, коллективные сдачи экзаменов и зачётов. В школу возвращался урок как основная форма учебных занятий. Вводилось твёрдое расписание и состав учащихся в классе. Подчёркивалась руководящая роль учителя. Появилась 5-балльная система отметок. Правда, не в цифрах, а словесно: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. Вместо комплексов вновь стали изучаться отдельные предметы, в том числе, отечественная и всеобщая история.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире.

Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

После Октябрьской революции и Гражданской войны сократился научный потенциал России. Большевики старались привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто имел мировое признание и мог способствовать укреплению обороны и экономики страны, даже если они не разделяли идеи марксизма. Можно назвать, например, физиолога Ивана Павлова, химика Николая Зелинского, гео- и биохимика, создателя теории ноосферы Владимира Вернадского, отца российской (да и не только российской) космонавтики Константина Циолковского.

Но в то же время, проходили преследования по идеологическим мотивам. В конце августа 1922 года из России отправился так называемый «философский пароход»: около 160 учёных и деятелей культуры с «чуждыми взглядами» были высланы за границу. Среди них философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков, социолог Питирим Сорокин.

Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов. В 1937 году их насчитывалось 867, открывались филиалы Академии наук СССР. Благодаря росту общего уровня образованности населения, в науку приходили новые талантливые исследователи. Назовем некоторые из достижений советской науки 20 – 30-х годов.

Учёным, опередившим сове время, можно назвать Александра Чижевского.

В 20 лет он защитил докторские диссертации по биологии и истории. Он объединил эти две науки, создав две новые – гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Выдающийся российский и советский математик, физик, геофизик Александр Фридман разработал теорию нестационарной Вселенной.

Политический режим, сложившийся в СССР в конце 20-х – 30-е годы создавал серьёзные препятствия для нормального развития науки. Сталин заявил, что все науки, не только обществоведческие, но и естественные и математические носят политический характер. Например, генетика и кибернетика (теория информации) были объявлены буржуазными лженауками, и исследования советских учёных в этих направлениях были заморожены на десятилетия. Набирающие с конца 20-х годов размах репрессии затронули и учёных. Считалось, что в науке есть две точки зрения правильная марксистская и неправильная буржуазная. Как враждебная, она не имеет права на существование. А значит, не имеют право на существование в советской науке и те, кто придерживается этой точки зрения. В результате многие талантливые советские учёные были арестованы, приговорены к заключению в лагерях или расстреляны. Умер в тюрьме выдающийся генетик, ботаник и селекционер Николай Вавилов. Были арестованы и приговорены к расстрелу экономисты Александр Чаянов и Николай Кондратьев. 10 лет лишения свободы как «член контрреволюционной организации» получил основоположник советской практической космонавтики Сергей Королёв.

Не менее жёсткий идеологический контроль действовал и в сфере литературы и искусства. Советская власть поставила перед художественной интеллигенцией задачу создания новой пролетарской культуры. Раздавались призывы выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Было создано несколько объединений сторонников этих идей: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств и другие.

Переоценка культурного наследия принимала иногда анекдотические формы. Так, сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» клеймилась как чуждая пролетарской культуре за «воспевание мещанского счастья». В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был препятствовать проникновению в печатные издания «вредных» идей, «враждебных» выпадов против марксизма и политики большевиков.

Но, тем не менее, в 20-е годы в литературе и искусстве развивалось много направлений и стилей. Публиковали свои книги поэты «серебряного века» Осип Мандельштам и Владислав Ходасевич. Участники литературного объединения «Перевал» Валентин Катаев и Михаил Пришвин выступали за сохранение традиций русской и мировой литературы.

Результатом новаторского подхода к театральному искусству стала постановка Всеволодом Мейерхольдом социально-бытовой драматической пьесы Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». Появлялось очень много произведений, посвящённых романтике революции и гражданской войны, а также отражению сложнейших нравственных проблем этого времени: «Тачанка» Митрофана Грекова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Чапаев» Дмитрия Фурманова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Широкую известность в это время получили сатирические произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, рассказы Михаила Зощенко.

В 20-е годы в советской литературе формируется жанр антиутопии. В отличие от утопий, представляющих позитивное «светлое» будущее, антиутопия предостерегает от негативных последствий осуществления проектов переустройства общества. К этому жанру можно отнести романы Евгения Замятина «Мы» и Андрея Платонова «Город Градов», фантастическую повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца». А рядом с этими духовными исканиями существовало нэпманское искусство: «Мурка», «Бублики», «Лимончики», кабаре, вычурная женская мода.

В начале 30-х годов весь этот плюрализм (многообразие) был ликвидирован. В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.

Самым массовым видом искусства стало кино. Событиям революции и гражданской войны были посвящены фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. Фильм «Путёвка в жизнь» стал первым звуковым, а «Груня Корнакова» – первым цветным советским фильмом. Огромной популярностью пользовались комедии: «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга – Волга», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Особое влияние на развитие духовной жизни советского общества оказало последовательное преследование властями церкви. В религии большевики видели слишком серьёзного конкурента коммунистической идеологии. Преследование священнослужителей всех конфессий, пропаганда атеизма стали осуществляться сразу после установления Советской власти. Но особенный размах они приобрели в конце 20 – 30-е годы. В 1932 году даже была принята так называемая «безбожная пятилетка», цель которой определил Сталин: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

 

Обществознание: Решаем вариант на решу ОГЭ (тест), присылаем скриншот с результатом и прописываем работу над ошибками. Работа над ошибками обязательна.




double arrow
Сейчас читают про: