Танец для развлечения «Матчиш»
Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обнимались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огненным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. Мода дошла и до России — Владимир Маяковский писал:
И вот
сегодня
с утра
в душу
врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь,
руки растопыря,
а везде по крышам танцевали трубы,
и каждая коленями выкидывала 44!
Танец для искусства «Предвестницы танца модерн»
Историю современного танца принято начинать с американского танца модерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным видом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айседора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его импульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега ЛоиФуллер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хореографии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сценографии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где систематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее учениц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а некоторые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуальности и связях с немецкими шпионами.
|
|
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, которые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутентичную хореографию Дункан. Творчество других предвестниц осталось в истории — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хореографов и сегодня — например, отголоски визуальных экспериментов ЛоиФуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.