Песня «Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова

Ой ты песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед…..

 

 

1.  песня «Катюша» муз. М.И. Блантера, сл. М.В. Исаковского                                                                                  

Эта легендарная песня, написанная ещё в довоенное время, прошла всю войну. Её авторы - поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер внесли в советскую песенную лирику новую тему — тему любви девушки и воина, защитника Родины. Вначале М. В. Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк. Эти строки понравились композитору М. И. Блантеру. Героиня этой лирической песни гордится тем, что её любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех её предшественниц. И за это её полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. Премьера «Катюши» состоялась в Колонном зале Дома Союзов осенью 1938 года. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды. Три года жила «Катюша» до войны, пели её с удовольствием и старые, и молодые, пели дома и на демонстрациях. А вот на фронте «Катюшами» стали называть реактивные минометы.

Нынче рано партизаны

Дом покинули родной,—

Ждет тебя дорога

К партизанам в лес густой…..

2.  песня «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова                                                                                               

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Я. Шведовым и композитором А. Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди которых была «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла потерялись. И только лишь в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций была восстановлена и по достоинству оценена руководителем ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александровым. Так веселая песня о партизанах стала любимой, как в тылу, так и на фронте. «Смуглянка» полюбилась бойцам. Эту песню в послевоенные годы исполняло множество певцов. А в 1973г. песня получила новую жизнь, благодаря кинофильму о событиях войны «В бой идут одни «старики» снятому актёром и режиссёром Леонидом Быковым, который сыграл в фильме главную роль.

 

 

Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

3.  песня «Священная война» муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача


 

В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца писатели проходили «школу рядового бойца» — учились стрелять, бросать гранаты, маршировать и ползать по-пластунски. В первый день возвращения поэты узнали, что их разыскивает по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит немедленно зайти. В комнате музыкального отдела встретились поэты Василий Иванович Лебедев-Кумач и Виктор Михайлович Гусев. Редактор музыкальных радиопередач, тихая и спокойная женщина, посмотрела на них сквозь толстые стёкла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнётся война с немцами?» Поэты оторопели. В те дни в газетах появилось опровержение слухов о готовящейся войне и высказываться в ином духе было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав им ответить на свой вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите».

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

 Ветеран Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю. А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост — своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио... Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам — исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слёзы в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну».

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. «Священная война» стала самой первой песней победы, до которой оставалось ещё долгих и трудных четыре года, «бессмертной песней», как назовёт её впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

На рейде большом
Легла тишина
А море окутал туман
И берег родной
Целует волна
И тихо доносит баян

4. песня «Вечер на рейде» муз.  В. П. Соловьев-Седой,
сл. А. Д. Чуркин

Олицетворением стойкости, непреклонности и мужества нашего народа в годы ВОВ стал Ленинград. Ещё 8 сентября 1941 г. гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – ленинградская «Дорога жизни». Именно в Ленинграде, накануне начала блокады, появилась песня «Вечер на рейде».                                                                                                                                                                                           

На второй месяц Великой Отечественной войны Ленинград стал прифронтовым городом. Рабочие, учёные, студенты, работники искусства – все трудились, чтобы превратить город в несокрушимую крепость. В один из августовских вечеров в морском порту вместе с другими ленинградцами работал на выгрузке леса композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой. Хотя фронт был совсем недалеко, час выдался сравнительно тихий. Лишь изредка доносились глухие раскаты канонады. На рейде стоял корабль, с которого лились звуки баяна и грустной задушевной песни.

Как-то сами собой пришли слова: «Прощай, любимый город!» А потом… Потом создалась мелодия. Но не было текста, кроме вот этих трёх слов. Своим замыслом композитор поделился с Александром Чуркиным, и ленинградский поэт написал текст песни.

 

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз!
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!












песня «Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова 



"Темная ночь" — одна из самых популярных песен военных лет. Трудно поверить, что такая песня, которую в годы войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно. Песня написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат. «Все действие в картине должна была сопровождать симфоническая музыка — рассказывает Никита Богословский. — Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, режиссер фильма решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он пришел ко мне и так ярко обрисовал картину и внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу написал мелодию будущей "Темной ночи", которая вошла в фильм без изменений».

Песню запели еще до выхода в свет картины. «Темную ночь» пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким, она помогала ждать своих родных и в тылу.

 

И спокойно и радостно
На душе у бойца,
От такого хорошего
От её письмеца.

6.  песня «Огонёк» музыка неизвестного автора, сл. М. Исаковского                                                      

Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост.   Точкой отсчета в биографии песни можно считать 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду и все — профессиональные композиторы и самодеятельные, дирижеры, музыканты, певцы. Все они исполнялись в концертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записаны на грампластинку. Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет. До сих пор не известен автор этой мелодии. Впервые с той мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева. На этикетке пластинки было указано, что слова песни М. Исаковского,
а музыка — народная. То же самое говорилось и в передачах радио, когда она звучала.

Про то, как ночи жаркие
С подружкой проводил,
Какие полушалки ей
Красивые дарил.










Песня «На солнечной поляночке» муз. В. Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова                                                                                                                                                      

Фронтовые концерты непременно включали весёлые песни. И, пожалуй, самой распространённой из них была песня Василия Соловьёва-Седого на слова Александра Фатьянова «На солнечной поляночке».

Долгое время песня не находила «своего» исполнителя. «Только после того, как её спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс, она зазвучала широко»,- признался позже В. Соловьев-Седой. Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.

 

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

8. песня «На безымянной высоте» муз. В. Баснера,
сл. М. Матусовского

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. Боевую задачу по освобождению этой высоты выполяла группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Солдаты после ожесточенного боя овладели высотой, а потом геройски удерживали её. Позже поэт М. Л. Матусовский познакомился и с героями, оставшимися в живых. В 1960-х годах режиссер Владимир Басов пригласил поэта вместе с композитором Вениамином Баснером работать над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. К этому фильму была написана песня, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины, песня, не поражающая масштабностью и размахом событий, в которой нашел отражение этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение! Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году.

Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. Мы знаем, какой ценой завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

 

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!

9. песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен — «День Победы», написанная композитором Д. Тухмановым и поэтом
В. Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.
Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника — Дня Победы — песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow