Американская политика в отношении турецкой элиты: проблема подготовки национальных кадров

Третьим элементом геостратегии США в отношении Турецкой Республики стал опосредованный контроль американцев над процессом формирования турецкой элиты и культурное влияние на молодежь страны. Подобный метод влияния посредством «мягкой силы» получил широкое изучение в работах американского исследователя Джозефа С. Ная. Так, по его мнению, одним из основных источников распространения влияния США в мире является американские образовательные центры, служащие точками притяжения для студентов из разных государств. Значительное количество выпускников американских университетов, составляющих государственные элиты, формирует крайне важный ресурс благожелательного отношения к США за рубежом [270]. 

На практике после Второй мировой войны особое значение в США придавалось идейно-политическому воздействию на молодые государства третьего мира. «Мы не можем убить коммунистическую идею из пулеметов, - отмечал влиятельный представитель Демократической партии, бывший посол США в Индии Ч. Боулс, - Мы можем успешно встретить коммунизм только с лучшей идеей» [239, vol. 98, pt. 4, p. 5000].  

Современные американские исследователи отмечают, что усилия Америки по созданию механизмов культурного влияния постепенно приносят свои результаты. Новая политическая реальность после краха «биполярной системы» отражается также в культурном аспекте, когда идет процесс расширения и укрепления личных связей иностранных политических деятелей и бизнесменов с США. Многие из представителей зарубежных элит учились в американских университетах. Обучение в ведущем американском университете в последнее время стало престижным даже для элиты стран с давними интеллектуальными традициями. Мероприятия таких престижных организаций, как Трехсторонняя комиссия (собрание элит неправительственных организаций Северной Америки, Восточной Азии и Европы) все чаще напоминают встречи выпускников колледжей Соединенных Штатов Америки [30, c. 236].

 В 1946 году Конгресс США инициировал создание Программы Фулбрайта официальной задачей, которой декларировалось большее понимание между нациями через образовательный и культурный обмен. Сенатор У. Фулбрайт отметил в своей речи, что наше будущее не на звездах, а в наших сердцах и умах. Стать лидером в либеральном образовании для Америки, является необходимым условием для многообещающего будущего всего человечества [294].

Показатели количества иностранных студентов в США за последние пятьдесят лет свидетельствуют об устойчивом росте, демонстрируя значение, придаваемое этому фактору американским истеблишментом, в процессе формирования внешней политики. Так, в 1954-1955 годах общее число иностранных студентов составляло 34232 (1,4 % от общего числа). Через десять лет – 82045 (1,5 %). В 1984-1985- 343113 (2,7%), в 1994-1995 – 3,3 %, и, наконец, в 2004-2005 количество иностранных студентов, обучающихся в США, составило 582996 или 3,3 % от общей численности [30, c. 236].   

Американцы были последовательными в создании механизма культурного влияния в отношении Турецкой Республики. Одним из элементов культурного американского империализма стал процесс формирования прослойки молодых людей, поддерживающих прозападный политический курс Турции. Так 27 декабря 1947 года была создана двусторонняя американо-турецкая комиссия по просвещению [22, c. 33]. По условиям соглашения от 27 февраля 1946 года за счет процентов, поступающих в расчёт за американскую помощь, был создан фонд для покрытия американских затрат в стране, в том числе и расходов на образование. С целью централизации «просветительских акций» Америки в Турции была создана американская просветительная комиссия, в состав которой включалась четыре американских и турецких представителя, а председателем комиссии являлся посол США в Турции. О значении комиссии свидетельствует то, что она подчинялась непосредственно Государственному секретарю США. Данное соглашение давало США возможность внедрять своих представителей в любое турецкое учреждение под видом советников, специалистов и преподавателей и тем самым получать любые сведения и оказывать воздействия на ход событий. США использовали возможности направления на учёбу молодых турок. Часть из них после окончания учёбы оставались в Соединённых Штатах, а другая часть возвращалась в Турцию. Благодаря американскому протекторату, последние назначались на ключевые государственные должности, а также использовались в американских учреждениях и фирмах, работающих в Турции.

В 1949 году в Турецкой Республике был учрежден турецкий филиал «комиссии Фулбрайта», который был основан в результате двустороннего соглашения между США и Турцией. Основная задача данной комиссии заключается в поддержке турецких студентов, выезжающих на учебу в США. Со времени основания организации ей было обеспечено поддержка более трех тысяч турецких студентов, которые были направлены на обучение в США. Приоритетом для «турецкой комиссии Фулбрайта» стала подготовка специалистов для высших учебных заведений Турецкой Республики [294].

 Таким образом, расчет американцев сделан на влияние и поддержку кадров для турецких вузов, который позволяет осуществлять воздействие на студенческую среду непосредственно в Турецкой Республике.

Кроме того, в Турции функционирует ряд некоммерческих американских образовательных институтов. Так, Американский исследовательский институт Турции (ARIT), образованный в 1964 году декларирует своей целью широкий обмен кадрами между США и Турцией в области гуманитарных и общественных наук [294]. В ARIT входит 32 университета и института обоих государств. За годы своего существования было профинансировано 605 исследовательских проекта, в том числе 414 турецких. Начиная, с 1982 года в рамках развития института проходят обучение американские студенты на территории Турции с целью изучения языка и культуры государства. Программы ARIT широко поддерживаются государственным департаментом США, американским департаментом образования и другими государственными институтами, а также частными американскими фондами, такими как фонд Меллона, Кресса и др.

Одним из рычагов контроля турецкого общества Соединенными Штатами является опосредованный механизм формирования политической элиты государства. Американцами осуществляется отбор и обучение турецких студентов в своих высших учебных заведениях, а также выделяются стипендии для аспирантов, окончивших турецкие вузы для получения степени Ph D. Определенная часть наиболее талантливых из них остается в США, где получают работу в американских организациях, в том числе, способствующих продвижению интересов супердержавы в мире (один из последних министров экономики Турецкой Республики Дервиш ранее работал в МВФ). Другая часть возвращается в Турцию, где получение высшего образования в США дает определенное преимущество для получения престижной работы.

О масштабности обучения турецких студентов в США свидетельствует то, что количество турецких студентов постоянно составляет около 15 тысяч, что является девятым показателем в процентном соотношении в США в отношении количества других иностранных студентов. Кроме того, в США более чем в 70-ти университетах существуют турецкие студенческие ассоциации, что говорит о вариативности кадровой подготовки турецких специалистов. Для сравнения, в Канаде существует две турецких ассоциации, а во всех других западных государствах их всего около 18 [250].

Таким образом, в самой Турции создавалась прослойка интеллигенции, оторванная от собственных культурных корней, получившая западное образование, впитавшая в себя западную философию и американский образ мышления. В целом, эти молодые люди способствовали процессу дальнейшей вестернизации страны.  

Кроме того, в анализе механизма американского влияния необходимо учитывать вовлеченность вооруженных сил Турции в политическую сферу государства. Турецкий генералитет, занимая особое место в государстве, имеет возможность существенно влиять на сферу внешней и внутренней политики страны. В тоже время, процесс подготовки офицеров в вооруженных силах Турции проходит в рамках учебных структур НАТО. Турецкие офицеры, как правило, свободно говорят на английском (обычно в американском варианте), периодически выезжают в США и другие страны НАТО для стажировки и учений, таким образом, испытывая на себе культурное влияние западной цивилизации, невольно становясь проводниками этих культурных традиций у себя в стране. Сотрудничество Турции со странами НАТО в области военного образования регламентируется Военным соглашением Североатлантического альянса, на основе которого проводится общий образовательный и учебный процесс между Турцией и другими государствами НАТО (NATO/SOFA Agreement – Status of Forces Agreement among countries which are party to the North Atlantic Treaty Organization). Кроме того, все военные средние и высшие учебные заведения в Турции, безусловно, отождествляются с идеями кемализма, которые несут в себе установку прозападного курса государства. Системы турецкого национального и высшего образования в разной степени интегрированы в систему военного образования Республики Турция.

Таким образом, складывается система, когда на традиционное мусульманское общество оказывается влияние через ключевой элемент социума, являющейся наиболее вестернизированной её частью, наиболее интегрированного в западные структуры безопасности.  

Исходя из вышеизложенного следует, что американское влияние на формирование турецкой элиты через сферу высшего образования можно классифицировать на три направления.

Во-первых, формирование кадров для вузов Турецкой Республики.

Во-вторых, подготовка турецкой молодежи непосредственно для государственных и бизнес структур.

В-третьих, влияние на формирование офицерского корпуса Турции в рамках учебных программ Североатлантического альянса. 

Подобный элемент геостратегии позволяет её субъекту в долгосрочном плане оказывать воздействие, которое рассчитано, на то, что подготовленные национальные кадры через 15-20 лет займут ключевые позиции в странах-объектах геостратегической модели.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: