Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Произведения искусства, как и люди, подвержены разрушению. И как человеку в минуты болезни им нужен врач – реставратор.
Слово реставрация переводится как восстановление; реставратор – это тот, кто определяет характер «болезни» произведения, назначит лечение и его проведет. Художники-реставраторы трудятся в каждом крупном музее, постоянно поддерживая состояние произведений искусства. Есть и специальные реставрационные мастерские, где работают профессионалы высочайшего класса. Туда привозят самые ценные и сильно повреждённые произведения; там им продлевают жизнь.
История реставрации.
Реставрация существует более 100 лет. Еще на Руси существовала традиция «поновлять» иконы. Иконы покрывались копотью и сверху писали другой Образ. Оказалось на одной доске несколько изображений. Современные способы реставрации позволяют расчистить и восстановить любой из них, даже самый нижний.
Возник вопрос.
Можно ли поновлять произведение искусства и восстанавливать его заново, в соответствии с документами, если оно было разрушено? Реставрация ли это?
|
|
Чтобы решить эти вопросы, была принята «Хартия реставрации», в которой провозглашается отказ от полного восстановления памятников и уважительное отношение к следам различных эпох. Но после Второй мировой войны, от многих принципов «Хартии» пришлось отказаться, т.к. были до основания разрушены памятники архитектуры не только в России, но и во всем мире.
Санкт-Петербург.
В годы войны разрушены загородные дворцы: «Петергоф», «Царское село», «Павловск», Ориенбаум». В ходе бое были разрушены парки, внутреннее убранство дворцов, мебель, наборные паркеты, ткани, лепное оформление интерьера.
После окончания войны восстановление загородных дворцов стало задачей первостепенной важности. По фотографиям, рисункам и воспоминаниям реставраторы воссоздали все: ландшафт местности, породы деревьев, парковую скульптуру, конечно дворцы. Паркет, мебель, печи, ткани, люстры – все было сделано заново, но точно воспроизводило утраченные подлинники.
Петергоф после бомбежки Отреставрированные интерьеры Петергофа
Царское село во время войны. Царское село современный вид.
Определение трех степеней вмешательства в жизнь произведения искусства:
1. Консервация - это поддержание существующего состояния произведения. Законсервировать произведение искусства – это значит укрепить красочный слой или кладку от разрушения, постоянно поддерживать температурный и влажный режим, внимательно следить за сохранностью.
|
|
2. Реставрация – это восстановление утраченных, погибших частей произведения искусства. Но все те участки, над которыми работали реставраторы, должны быть видны.
3. Реконструкция – это восстановление первоначального состояния произведения. Обычно при реконструкции стараются воспроизвести все утраченные части в том стиле и той технике, в которой они были выполнены изначально. При реконструкции нельзя намеренно искажать, менять облик произведения, реконструкция должна быть полностью задокументирована.
У истоков реставрации в России стоял Игорь Грабарь. В своих постоянных поездках по стране он открывал, описал и ставил на государственный контроль тысячи памятников старины, тем самым спасая их от разрушения и забвения.
Реставратор Владимир Сарабъянов бережно «излечил» огромное количество древнерусских икон и фресок в Новгороде и Старой Ладоге, Пскове и Полоцке.
Петербургский реставратор Анатолий Трескин вместе со своей бригадой воссоздал живописный плафон Иорданской лестницы Зимнего дворца (Эрмитажа) и интерьеры двадцати эрмитажных залов.
Материалы для реставрации.
Основные – адгезивы (клеи), композиции для восстановления утраченных фрагментов (состоят из краски и связующего) и покровные материалы (лаки, олифы, защитные покрытия).
Необходимые инструменты: мольберт, муштабель, лупы, циркуль, кисти разных размеров, гусиное перо; ёмкости: баночки, чашечки для хранения и разведения красок.
Современная реставрация пользуется достижениями самых разных наук: химии, физики, оптики, используются рентгенография и цифровые технологии.