Тема: Технология углубленного психологического обследования

Тема: Тактика проведения углубленного психологического обследования

Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка психолог должен ознакомиться с имеющимися заключениями специалистов на ребенка. В тех случаях, когда психолог по тем или иным причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться на следующие показания:

v Запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей ГПД

v Запрос родителей относительно особенностей не только обучения, но и поведения ребенка

v Анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наиболее проблемных по различным критериям детей

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

v Присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования;

v Помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

v Ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследование;

v Установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования;

v Адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка;

v Относительность оценочных характеристик в процессе самой работы.

 

Особенности проведения обследования детей разного возраста:

Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны специалиста.

В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования, не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образования, часто нуждаются в использовании при обследовании дополнительных организационных приемов.

Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до конца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

Такая демонстрация доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать те необходимые доверительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аффективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными.

Тема: Технология углубленного психологического обследования

Даже при соблюдении всех условий проведения психологического обследования начинать совместную работу с ребенком лучше всего с эмоционально нейтральной, малозначащей беседы, во время которой можно не только установить контакт с ребенком, но и выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. 

Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Рисунки позволяют выявить не только особенности эмоциональности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаимоотношений, но и уровень сформированности самой графической деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики, в том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография и т.п. Если есть возможность, рекомендуется непосредственно наблюдать за рисованием, для того     чтобы    видеть   порядок рисования изображений, направление рисования, «застревание» на тех или иных деталях. После того как рисунки выполнены, психолог по очереди берет каждый из них, задавая конкретные вопросы. Беседа должна носить непринужденный характер.

На следующем этапе обследования наиболее целесообразно оценить объем слухоречевой памяти, темп и другие характеристики слухоречевого запоминания, мнестическую деятельность в целом.

Возможно также использование сенсибилизированных проб для исследования специфики слухоречевого запоминания (влияние гомогенной или гетерогенной интерференции на процесс запоминания, возможность и объем удержания коротких текстов). Выявив     особенности   запоминания, на следующем    этапе работы целесообразно оценить уровень развития понятийного мышления. После этого целесообразно сменить деятельность и предложить ребенку задания совершенно иного, например, перцептивно-действенного плана (сложить картинку или узор).

Исследуется знание ребенком схемы собственного тела, представления о взаиморасположении объектов в пространстве, правильность показа по инструкции взрослого или самостоятельного употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, сформированность представлений ребенка о временных соотношениях (например, таких, как дольше, короче, быстрее, медленнее и т.п.).

Сформированность этих представлений в большой степени определяет специфику овладения ребенком устной речью, а в дальнейшем — чтением, письмом и счетом, умением решать задачи и сопоставлять явления и факты окружающего мира.

Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от степени утомления ребенка, заинтересованности в самом задании (мотивационный компонент), отношения к взрослому (эмоционально-личностный компонент).

В промежутки между сложными трудоемкими методами исследования целесообразно включать методы исследования особенностей моторики - как мелкой, так и общей, а также выявления моторных и сенсорных латеральных предпочтений.

При выборе методов обследования аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей и межличностных отношений необходимо помнить, что методы, построенные по принципу опросников, не рекомендуется использовать для детей, по крайней мере, младшего школьного возраста в силу, как правило, недостаточной сформированности навыков самостоятельного осмысленного

чтения. Такая технология построения психологического обследования позволяет динамично, с большой «плотностью контакта» провести диагностику, максимально и эффективно использовать имеющийся потенциал ребенка, в том числе и энергетический.

Длительность подобного углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка, его возраста, других условий.

Если психолог видит снижение работоспособности ребенка, снижение общего уровня психической активности, а также снижение темповых характеристик и/или проявления негативизма, отсутствие интереса к заданиям, целесообразно либо сократить процедуру обследования, либо разделить весь объем работы на две-три встречи.


 

Цель исследования Инструмент исследования
Особенности запоминания Методики: Предметная классификация, Исключение предметов, Исключение понятий, Выделение существенных признаков
Особенности перцептивно-действенного плана   Методики: Кооса, куб Линка
Выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Рисунки позволяют выявить не только особенности эмоциональности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаимоотношений, но и уровень сформированности самой графической деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики.
Дополнительное данные для сбора психологического анамнеза Выявления и уточнения жалоб родителей (удобно также параллельно просматривать домашние рисунки или школьные тетради)
Исследование знания ребенком схемы собственного тела, о Взаиморасположении объектов в пространстве Оценка правильности употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, сформированность представлений ребенка о временных соотношениях.
Исследуется исследование лингвистического пространства Оценка правильности понимания сложных лексико-грамматических конструкций и возможности их самостоятельного формирования.
Исследование собственно особенностей речемыслительной деятельности Методики: Опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьев (для детей до 7-9-летнего возраста) и методика Пиктограмм (для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-9 лет)
Исследование речемыслительной деятельности Методики: Исключение предметов и Исключение понятий можно использовать методики Сравнение понятий, Ассоциативный (словесный) эксперимент
Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей и межличностных отношений Тест Цветовых Выборов М. Люшера

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: