Урок истории России по теме: «Россия в начале XXI веке»
Цели: (сл. 2) - Познакомиться с положением России в начале XXI века;
► Познакомиться с реформами, проводимыми в данный период времени;
► Выяснить, как походили выборы в Государственную думу и президентские выборы.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока.
Организационное начало урока.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и целей урока.
(сл. 3 ) План урока.
- Президент России В.В. Путин
- Политические реформы.
- Новые государственные символы России.
- Экономические реформы.
- Усиление борьбы с терроризмом.
- Разработка новой внешнеполитической стратегии.
- Выборы 2003- 2004 гг.
- Президентские выборы 2008 года.
Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
- (сл.4) Вторым Президентом после Б.Н. Ельцина становится В.В. Путин. Родился 7 октября 1952 года. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 по 1991 г. – служил в органах государственной безопасности. 1991 по 1996 г. – мэр Санкт – Петербурга, в 1998 году – назначен директором ФСБ. 26 марта 2000 года – становится вторым Президентом России. В 2004 году избирается Президентом на второй срок
(сл. 5 – инаугурация) Уже 7 мая 2000 г. В.В. путин вступил в должность. (сл. 6) Главой правительства был назначен М.М. Касьянов – первый вице – премьер в правительстве Путина.
(сл. 7 - 8) – диаграмма, отражающая результаты выборов Президента в 2000 г.
кандидаты | Число голосов "За" | %% | |
1 | Путин Владимир Владимирович | 39740434 | 53, 44 |
2 | Зюганов Геннадий Андреевич | 21928471 | 29,48 |
3 | Явлинский Григорий Алексеевич | 4351452 | 5,85 |
4 | Жириновский Владимир Вольфович | 2026513 | 2,72 |
5 | Тулеев Аман-Гельды Молдагазиевич | 2217361 | 2,98 |
6 | Памфилова Элла Александровна | 758966 | 1,02 |
7 | Говорухин Станислав Сергеевич | 328723 | 0,44 |
8 | Скуратов Юрий Ильич | 319263 | 0,43 |
9 | Подберезкин Алексей Иванович | 98175 | 0,13 |
10 | Джабраилов Умар Алиевич | 78498 | 0,11 |
- | против всех | 1414648 | 1,90 |
(сл. 9) Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований, поэтому первые его шаги были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор никогда не подвергался сомнению.
Политические реформы.
(сл. 10 – 11). Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов.
Центральный
Северо – западный
Южный
Поволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
- (сл. 12) Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел.
Итоги.
Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.
(с. 13 - 14) По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов,а из представителей регионов. Избранных законодательными органами и назначенных главами администрации. Итогом можно считать усовершенствование федеративного устройства, преодоление наиболее острых противоречий, существовавших между Центром и регионами.
(сл. 15) Был создан Государственный Совет, в состав которого вошли все главы регионов, целью которого было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.
(сл. 16) Совершенствовалась и российская многопартийная система. Был принят Закон о политических партиях, который признавал только такие организации, которые имели массовые поддержки населения.
(сл. 17) была начата судебная реформа. В результате которой появились суда присяжных, институты мировых судей и судебных приставов, выведены народные заседатели. В короткий срок закончена работа по кодификации российского законодательства.
(сл. 18). Была начата военная реформа, провозгласившая создание профессиональной, хорошо вооружённой и обученной Российской армии к 2015 году.
(работа по учебнику: стр. 374 – из послания Президента….)
(сл. 19)
- Придя к власти, В.В. Путин определили одним из своих направлений во внутренней политике обеспечение общественного единства и согласия. Он осуществил ряд мер, направленных на объединение общества.
- Практически 10 лет велась борьба по вопросам о государственных символах. В.В. предложил компромисс, который сблизил позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г.ГД утвердила закон о национальных символах России:
1) трёхцветный бело – сине – красный флаг
2) герб в виде двуглавого императорского орла
3) красный флаг Победы нашего народа в В.О. войне
4) Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирующего о связи поколений.
(сл. 20) Ещё одним из нововведений Владимира Путина стали ежегодные встречи с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повысили эффективность государства.
(сл. 21)
► Прочитайте отрывок их послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию (стр. 375) и ответьте на вопросы:
- Какие цели поставил Президент перед органами власти и обществом?
- О каких трудностях говорил Президент?
(сл. 22) Проведена налоговая реформа - введён единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций.
(сл. 23) Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства
(сл. 24) Начата аграрная реформа
- законы о купле – продаже земли, новый порядок наследования имущества и др). Это действия стали важным шагом на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.
(сл. 25) Принят закон, ограничивающий власть естественных монополий, которые занимали исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а так же транспорта. (Газпром, РАО «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта)
(сл. 26) Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х годов стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определить политику государства. Сотрудничая с ними, государство постепенно лишало их возможности вмешиваться в дела государства.
(сл. 27) Увеличивались расходы на оборону страны, создание новейших образцов вооружения и техники (стр.376 – зачитать со слов «В 2001 году с учётом неблагоприятных тенденций….» до стр. 377)
2) работа по учебнику:
Стр. 377 – 378 – Чеченская проблема.
(сл. 28 - 31)
3) самостоятельная работа.
(сл. 32 – 33) (стр. 378 – 380)
Прочитайте пункт и определите основные направления внешней политики.
(сл. 34 – 36) Трагедия в Беслане.
4) рассказ учителя:
(сл. 37) 7 декабря 2003 года прошли выборы в Государственную Думу. Они распределили голоса следующим образом.
№ | Партии, избирательные объединения, блоки | Число голосов | %% |
1 | "Политическая партия "Единая Россия" | 22776294 | 37.56 |
2 | "Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)" | 7647820 | 12.61 |
3 | "ЛДПР" | 6944322 | 11.45 |
4 | "Родина" (народно-патриотический союз)" | 5470429 | 9.02 |
- | Против всех | 2851958 | 4.7 |
(сл. 38 - 39) диаграмма, отражающая выборы в ГД.
(сл. 40) 24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства был назначен М.Е. Фрадков.
5) работа по учебнику:
Стр. 381 – 382
(41 – 43) – Президентские выборы.
(сл. 44) - Итогами президенствования Путина можно считать:
Рост доходов государства
► Правительство рассчиталось с международными кредитами
► Решило ряд социальных задач
► Бюджет 2002 года впервые превысил расходы на образование, чем на военные
► увеличился валютные резерв страны
Подведение итога урока.
Вопросы на стр.383.
Выводы
6. Домашнее задание:
Параграф 35 – 56, подготовиться к зачёту.