Театрального объединения «Арлекин»

Конспект

Открытого занятия по сценическому мастерству

театрального объединения «Арлекин»

 

Группа 3 года обучения

 

 

                                                                                                    

 

                                                                         Выполнила: педагог высшей  категории

                                                                          дополнительного образования

                                                                          Смирнова В.Н.

 

 

г. Мантурово 2020 г.

 

 

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

 

1. дать понятие исполнительского искусства актера

2. показать неразрывность актера, театрального исполнительского искусства от реальной жизни

3. дать характеристику «выразительным средствам», используемым в театральной практике (остановиться на  вопросе «Приемы голосового тренинга  подробнее)

 

      Тип занятия: тематический, обучающий

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.Дать характеристику «выразительных средств, « используемых в театре, для достижения наибольшего эффекта при демонстрационном показе:

 

-учитывая специфику театрального искусства, это могут быть: технические средства (свет, музыка, декорации, бутафория, в т.ч. грим, произведении архитектуры и искусства),  самым выразительным средством, приковывающим внимание зрителей, будет являться - АКТЕР, так называемый «живой материал»- его речь, его физические данные, его действия, его органика.

        

Актер – является важным материалом в работе над ролью. И, если учесть, что актерами становятся люди незаурядные, то можно сказать, что выразительным средством Актера, может быть он сам.

 

    Следует отметить, что все обучающиеся в группах так же не похожи друг - на друга, и не случайно, что каждому из них определена та или иная роль, исходя из его личностных данных. Иными словами, на каждую роль актер подбирается индивидуально 

      Действие актера:

Своей выразительности оно достигает в том случае, когда актер владеет методами и приемами мышечной свободы. Обладание этим искусством позволяет актеру владеть собой на сцене (быть органичным), помогает оценивать происходящее на сцене, общаться с партнером, иными словами,

 

 

вести себя «органично», следуя «жизненной правде». Ведь, оказавшись под пристальным взглядом зрителей, актер, недостаточно подготовленный, может повести себя неадекватно,…. «ведь только в театре «живые глаза актера «встречаются с «живыми «глазами зрителя и только в театре Он «творит «на глазах изумленной публики «здесь и сейчас «. Из этого следует, что Актер, «ошибиться «может только один раз.И,исходя из всего вышесказанного, ему просто необходимо овладевать выразительными средствами, помогающими сделать его игру интересно, яркой и запоминающейся.Существующие ЭЛЕМЕНТЫ Сценического мастерства помогают ему в этом.

                Элементы сценического мастерства»

«Внимание «:упражнения:«Путь в школу и домой «- условно, мысленно проделать этот путь и попробовать воспроизвести его по памяти.

.» Кто во что одет»:- внимательно посмотреть на партнера и затем по памяти назвать все те вещи, которые надеты на нем.

«Хлопки «- беззвучно предать хлопок, только движением глаз, тот, кому передается, должен точно поймать его «

«ОБЩЕНИЕ «: упражнение «Новичок в классе (вариант «Белая ворона «) каждый должен выстроить свою линию общения.

«Очередь «(пристройка)- каждый выбирает себе действие в очереди: кто-то завязывает шнурок,кто-то лезет без очереди,, кто- то недоволен действиями в очереди, либо продавца и т.д.

«ВООБРАЖЕНИЕ «- упражнения «Ходьба «идут по болоту, по снегу босиком, по щиколотку, по пояс в воде., затем в обратном порядке – по костру, по раскаленному песку. Сравнивается шаг, в зависимости от среды.

«Повтори фигуру ««Встань на свое место «» Письмо «.» Умение держать паузу «Зеркало «Опаздывающее зеркало «и др.- все эти упражнения, при условии правильности их выполнения, помогают  добиться максимальной выразительности роли обучающихся 

 

2.Следующим выразительным средством является – РЕЧЬ.

 

   Речь актера должна быть четкой, выразительной, окрашенной различными оттенками эмоциональности, манера произношения должна обязательно соответствовать роли и быть уместной

 

   3.Тренинг с обучающимися: Приемы голосового тренинга.

         

     Речевой характер упражнений: 

 

ПРИЕМ ЕСТЕСТВЕННОСТИ - пробуем  воспроизвести различные виды шумов, шорохов, озвучить голоса животных. С виду эти простые

 

 

незамысловатые голосовые действия, на первый взгляд покажутся совершенно простыми и малозначимыми,но, если учесть,  то правило, что  «великое всегда просто»,  истина заключается в следующем: следуя правилам обучения подготовки голоса, педагог не может проверить правильность постановки языка, зубов, челюсти  и др. во рту у обучаемого, а при произношении простых звуков, обучающий естественным образом может выполнить эти  упражнение правильно.

 

РЕЧЬ в ДВИЖЕНИИ: тренировка голоса на прочтении стихотворных строк в напевной манере, двигаясь в различных направлениях, помимо естественности, тренирует дыхание, развивает голос в различных тонах.

Примером служит упражнение «Лестница «, в котором, двигаясь по воображаемой лестнице, обучаемый, повышая голос, как бы поднимается по воображаемой лестнице и «кладет «звук все выше и выше, достигая ее пика.Далее следует спуск с понижением голоса.

 

СТИХИ – как один из видов тренировочного материала: они как ритмически организованная речь,легко возбуждают нервную систему.Ритм сам по себе вызывает эмоциональный отклик, рождает так называемую ритмическую эмоцию или ритмическое переживание, которое организует, приводит в рабочее состояние весь организм, в т.ч и голосовой аппарат.

     Ярким примером могут служить стихи МНЕМОНИЧЕСКОГО плана, т.е словесные приказы организму. В этом случае, подчиняясь внутреннему напряжению, обучаемый  в естественной форме легко справляется с заданием. Примером может служить диалог «В деревню к тетке, в глушь – в Саратов «.

Выполняют двое – роли определяют самостоятельно: одна из них – «Отца «, другая дочери «

Дочь: (возбужденно) … «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов?!     Нет, не поеду, мой отец!» с каждым словом, вкладывает свои эмоции, достигая эпогея (крика)

Отец: (не теряя спокойствия, снимает самую высокую нотку дочери) «… в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! Поедешь, дочка, и конец ……

 

МЕЖДОМЕТИЯ в работе над голосом являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы можем привлекать к себе внимание объекта, воздействуя на его волю и чувства. Они выражают ужас, гнев, страх, упрек, восхищение, возмущение, иронию и др.А также такие волевые импульсы, как угрозу, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, призыв, приглашение и др.

Междометия состоят из одного гласного И!,Э!,А,О,У!

Из гласного с последующим неслоговым й: Эй!,Ай!, Ой

 

Из гласного с согласным: Их!,Эх!,Ах!, Ох!. Ух!,Хе!,Ха!,Но!,Ну!,Уф!,Фу!,Фи!

Они бывают;: в удвоенной или утроенной форме: А-я-яй, О-е-ей и др.

                    сочетающиеся с частицами: Ну- же!, Да – ну же и др.

                    с глагольными окончаниями 2 го лица множественного числа:Нуте! Полно- те.

                      условное воспроизведение                                                       звучаний, сопровождающих реакцию на то или иное раздражение: Брр! Тьфу!Есть междометия:

образованные путем фонетического сокращения: Тш-шш!(тише);Вишь-ишь(видишь)Пли! (пали);Чу!(от древнерусского глагола «чути «- слышать); 

из иноязычных слов – междометий из других частей речи: Алло!Стой!Браво!, Караул! и др.

есть звукоподражательные: Бац!, Хрясь! Бум! Динь - динь! и др.Мяу!, Ку-ка-ре-ку! Чик-чирик! Га-га-га!

и усеченные (название животных и птиц) Кис –кис!,Уть- уть,Тель – тель Тега – тега и др.

        Междометия позволяют органично вовлекать в действие нашу душевную природу, потому что рождаются естественно, непринужденно, неожиданно. Использование этого приема над постановкой голоса помогает:

-найти и укрепить «центр «голоса;

-тренировать дыхательную систему;

-предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полости;

-развивать голосовую гибкость;

-обогащать  тембральную окраску слов;

- воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи.   

         В упражнениях по речи важно заострить внимание ребенка на манеру произношения: монотонность, выделение «логических пауз», манеру произношения, силу звука и эмоциональную окраску

 

        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  

      Включает в себя творческий показ воспитанниками одного из ранее подготовленных театральных работ, используя принцип выразительности роли

 

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

   В заключении проводится анализ проведенного занятия «что получилось, что – нет»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: