Каким он был, Владимир Высоцкий?

Цель урока.

Обучающая - познакомить учащихся с жанром авторской песни на примере песен

В. Высоцкого как уникального явления в русской культуре.

  Развивающая - развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия.

Воспитывающая – воспитание через песни В.Высоцкого толерантности, гуманного отношения к людям. Раскрыть перед восьмиклассниками одну из важнейших сторон дарования поэта-гражданина – умение дружить и быть верным дружеским узам.

Оборудование: книги В.С. Высоцкого, портрет барда, тексты песен, презентация, раздаточный материал к уроку.

Тип урока: урок-композиция.

 

 

Ход урока.

I  Организационный этап

II Актуализация опорных знаний

Прослушивание песни «Корабли постоят….». (1 куплет))

Беседа

    • Знаком ли вам, ребята, этот голос?
    • Как вы думаете, кому он принадлежит?

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока.

 

А тему мы попробуем сформулировать  позднее.

Пусть сегодня на поэтическом небосклоне загорится для вас, ребята, звезда Владимира Семеновича Высоцкого.

Перед каждым из вас лежит звезда (из листа формата А-4 вырезаны звёзды). Сегодня на уроке мы заполним ее грани. В них впишем имена настоящих и преданных друзей В.С.Высоцкого. А в центре напишем слова, которые относятся к нашей теме урока.

 

Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее, с глаз спадает пелена будней. Среди таких имен – Владимир Семенович Высоцкий – поэт, бард, актер. 25 января ему бы исполнилось 75 лет. Высоцкий – это целая эпоха в стихах и песнях, оставленная потомкам для размышления о времени и о себе.

Да был такой талант высокий!

Так оцени ХХ век,

Каким он был, твой сын Высоцкий –

Поэт, артист и человек!

                                 (А. Вознесенский)

 

Каким он был, Владимир Высоцкий?

Предоставим слово самому поэту. Послушаем в его исполнении песню-кредо, песню-исповедь «Я не люблю». Вслушайтесь, ребята, и постарайтесь ответить на  вопрос: «Что чуждо поэту-барду?»

 

IV.Работа над темой урока

 

Слушание песни «Я не люблю»

 

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

 

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще:

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

 

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Но, если надо, выстрелю в упор.

 

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или когда все время против шерсти,

Или когда железом по стеклу.

 

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

 

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не люблю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.

  ВОПРОСЫ:               Что не любит поэт?

                                        Что ненавидит?

                                        Искренен ли он в своей песне?

                       Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта. Для Высоцкого невозможен  компромисс со злом, с ложью, с насилием.  Он не приемлет лживую лесть. Отвергал насилие и подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: “Мне кажется, что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых”.

Вы, вероятно, ребята обратили внимание на слова, которые довольно часто начинают строфу. Приведите пример (Я не люблю).

Работа с тетрадью. Запишем число. Оставим строку для темы урока. Продолжим запись: «Высоцкий В.С., 1938 – 1980».  Дадим толкование слову «Анафора» с помощью словаря литературоведческих терминов.

(Используем слайд презентации) Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении звуков, слов синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений

 

Жанр авторской песни – уникальное явление русской культуры, практически не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.

Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах XX века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня – это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.

Песни Владимира Семеновича Высоцкого различны по тематике. Сегодня на уроке мы  попытаемся раскрыть страницу  его поэтического наследия, посвященную теме дружбы. На партах у вас зарисовки из воспоминаний друзей В.С. Высоцкого. Пока звучит музыка, познакомьтесь с текстами. На уроке вы мне поможете включить воспоминания друзей Владимира Семеновича в процесс урока.

- Опираясь на свой небольшой жизненный опыт, скажите, пожалуйста, можно ли прожить жизнь без друзей?

-Да. Без настоящих друзей  наша жизнь была бы неполноценной. Дружба - это святое понятие во взаимоотношениях людей.  

Один из школьных друзей Высоцкого Игорь Кохановский вспоминает: (1 группа)

(После каждого представления друга В.С. Высоцкого на звезде появляется запись Ф.И. О. друга и краткая информация о нём)

- Мы оказались с Володей в одном классе, 8В, и так учились до окончания школы. С ним мы скоро подружились на одной общей страсти – любви к литературе, в частности, любви к поэзии.      Дело в том, что к нам в 1953 году пришла новая учительница литературы. В то время период расцвета русской литературы 20-х годов был не то, чтобы под запретом, но никто нам не говорил, что были такие русские поэты, как Владимир Хлебников, марина Цветаева, Борис Пастернак. И вдруг эта учительница стала нам рассказывать об этих писателях и поэтах. Я помню, одно время мы очень увлекались Игорем Северяниным, потом Гумилевым, читали его взапой. Теперь я понимаю, что Володя был очень начитанным человеком. Он говорил: «У меня взапчит»! Это означало, что он взапой   читает… Короче говоря, мы стали очень много читать, начали писать друг на друга какие-то эпиграммы, стихи на злободневные школьные темы.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

- Хотелось бы, чтобы и вам, ребята, в вашей жизни почаще встречались нужные книги. Но самой важной книгой стала для поэта сама жизнь.

Высоцкий говорил о себе:

- Я - русский поэт. Сочиняю, пишу стихи. Большинство так и остается стихами. Одни пишу сразу, быстро, к другим возвращаюсь, правлю, третьи – совсем трудно. Качество от этого не зависит. Порой чувствую, что можно петь. Подбираю мотив.

- В песнях В.Высоцкого живут яркие, сильные духом люди, которые ведут себя очень достойно: они приходят на помощь в беде, оказывают поддержку, заступаются за слабого, наказывают предателя, прощают и любят, отличаясь преданностью друзьям и любимым. «Песня о друге» прозвучит в исполнении В.С. Высоцкого, а вы, ребята, можете ему подпевать.

 Песня о друге (1 группа разучили эту песню-стихотворение)

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так.

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился - и в крик.

Значит, рядом с тобой чужой.

Ты его не брани – гони.

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел за тобой, как в бой,

 На вершине стоял, хмельной,

Значит, как на себя самого, положись на него.

ВОПРОСЫ:

  • Как предлагает проверить настоящего друга В.Высоцкий?
  • Кого предлагает автор этих строк гнать от себя подальше?
  • Кого, по мнению Высоцкого не берут в горы, о ком не поют песен?
  • На какого человека можно положиться, как на себя самого?
  • Каким видится настоящий друг В.С. Высоцкому?

(2 -ягруппа) Высоцкий. (Из дневника)

У меня много друзей. Меня Бог наградил. И я без них сдохну, это точно. Больше всего боюсь кого-то из них разочаровать. Это-то и держит все время в нерве и на сцене, и в песнях, и в бахвальстве моем. Один из них – Станислав Сергеевич Говорухин.

(2- я группа ) Станислав Говорухин вспоминает:

- Летом 1966 года мы снимали на Кавказе «Вертикаль». Мы очень рассчитывали на песни, которые  напишет Володя. Без них картина не могла состояться.

В это время на пике Вольная Испания погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя – то и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненого товарища, кого-то несли на носилках. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Можно было бы подождать, переждать непогоду. Но альпинисты ради умершего друга, во имя его памяти, продолжали упрямо штурмовать вершину.

И здесь, в горах, родилась песня:

Да, можно свернуть,

обрыв обогнуть,

но мы выбираем трудный путь,

опасный, как военная тропа.

Альпинисты эту песню считают своим гимном.

Учитель. Сегодня, на уроке, очень хочется, чтобы прозвучали стихи, посвященные памяти Михаила Хергиани, грузинского альпиниста,  самого лучшего в мире альпиниста, погибшего в Альпах при спасательных работах. Английская королева назвала его «тигром скал».

- Я уверена, что ваша группа выучила стихотворение, которое, надеюсь. Вам, ребята понравилось.

- Кто  хотел бы порадовать одноклассников этим произведением?

Прослушивание стихотворения «К вершине».

- Ребята. Перед вами лежат тексты этого стихотворения. Обратите, пожалуйста, внимание, на образное выражение последних двух строчек первого четверостишия. Как называется этот прием?

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины.

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины.

 

Но они с тебя не сводят глаз –

Будто бы тебе покой обещан,

Предостерегая всякий раз

Камнепадом и оскалом трещин.

 

Горы знают – к ним пришла беда, -

Дымом затянуло перевалы.

Ты не отличал еще тогда

От разрывов горные обвалы.

 

Если ты о помощи просил-

Громким эхом отзывались скалы,

Ветер по ущельям разносил

Эхо гор, как радиосигналы.

 

И когда шел бой за перевал,-

Чтобы не был ты врагом замечен,

Каждый камень грудью прикрывал,

Скалы сами подставляли плечи.

 

Ложь, что умный в горы не пойдет!

Ты пошел – ты не поверил слухам, -

И мягчал гранит, и таял лед,

И туман у ног стелился пухом…

 

Если в вечный снег навеки ты

Ляжешь – над тобою, как над близким,

Наклонятся горные хребты

Самым прочным в мире обелиском.

 

- Как вы думаете, ребята, почему Высоцкий решил рассказать нам об этом человеке, альпинисте Михаиле Хергиани?

- Каким видит памятник автор этих строк тем, кто, спасая других, погибает сам?

 

Среди друзей Владимира Семеновича была женщина, к которой он мог приехать в любое время суток, зная, что будет радушно принят. Это Людмила Гурченко.

(Подготовленная ученица зачитывает воспоминания Л.Гурченко)

 

(3-я группа)

«Я долго пролежала после травмы в больнице. Уже с гипсом на бедре меня отпустили домой. Позади остались операции, а надежды на то, что смогу двигаться, как раньше, никакой. Боли, снотворные, уколы, бессонница, ну просто измучилась. В десять часов вечера раздался звонок.  «Привет, это Абдулов. Тебя уже выписали? Через час с Володей будем у тебя. Он только вернулся из Америки. Жди».

Приехали в 12 ночи. Володя взял гитару и запел мою любимую:

Но тот, кто раньше с нею был,

Меня, как видно, не забыл…

Он пел до трех часов утра. Володя ничего не спросил меня о травме. Он просто был в первый день своего приезда там, где был особенно нужен. В эту ночь впервые прозвучала песня «Лирическая»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: