II. Контрреформы в области гос. управления

Управление Россией в конце XIX века.

«Контрреформы» Александра III

План:

I. Власть монарха и укрепление самодержавия

II. Контрреформы в области гос. управления

 

I. Власть монарха и укрепление самодержавия

1 марта 1881 г. убит Александр II. На престол взошел его сын Александр III (1881-1894 гг.). Александр III заслужил прозвище «мужик» за простоту нрава и образа жизни. Россия в годы его царствования не вступала ни в один вооруженный конфликт – отсюда еще одно прозвище этого монарха «миротворец». Александр Александрович Романов в первый день правления заявил: «Я принимаю венец с решительностью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им».

К моменту смерти Александра II вокруг наследника престола Александра III сложился кружок противников либерального курса, противников реформ. Символом эпохи реакции и идеологом правительственного курса стал К.П. Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода, воспитатель Александра III. Любимое выражение Победоносцева «Преобразование ещё не значит улучшение». Он – за незыблемость самодержавной власти и ее укрепление. Считал, что если рухнет самодержавие, то рухнет и Россия, называл парламентаризм и идею народного представительства «великой ложью нашего времени».

Россия в это время оставалась абсолютной монархией, опора трона по-прежнему виделась власти в дворянстве. Хотя дворянство экономически постепенно утрачивает свое положение.

Правительство состояло их дворян. Правящие верхи разделились по вопросу об отношении к продолжению реформ. Одни – Лорис-Меликов – были за продолжение, другие – Победоносцев – против.

 

II. Контрреформы в области гос. управления

Через неделю после гибели Александра II 8 марта 1881 г. было созвано заседание Совета Министров. На нем выступил Лорис-Меликов, предложил принять проект «Конституции» - предполагалось создание представительного органа (принятие должно было состояться еще 1 марта 1881 г., но помещала смерть императора).

Проект был отложен, речь взял Победоносцев и, по воспоминаниям присутствовавших на том заседании Совета Министров, к концу его речи многие министры Александра II «почувствовали себя в отставке».

12 апреля Лорис представил царю доклад – предлагал создать однородное правительство для обсуждения важнейших государственных вопросов. Также предлагалось объединить полицейские и жандармские органы управления, подчинив их на уровне губерний губернаторам; расширить права местных земских и городских учреждений, провести реформы высшей школы, печати, законодательства. Все это осталось благим пожеланием.

29 апреля 1881 г. издан царский манифест о незыблемости самодержавия (подготовлен Победоносцевым). В манифесте утверждалась незыблемость самодержавия. Лорис-Меликов и еще ряд либеральных министров подали в отставку, принятую императором.

Репрессивная политика

В 14 августа 1881 года принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое действовало до 1917 года (хотя должно было действовать 3 года, оно неоднократно продлевалось). Местная администрация получила широкие (почти диктаторские) полномочия:

- высылать нежелательных лиц;

- закрывать учебные заведения;

- право закрывать промышленные и торговые предприятия;

- право приостанавливать деятельность земств и городских дум;

- передавать гражданские дела из обычного в военный суд;

- приостанавливать  периодические издания;

- объявлять любую местность на положении усиленной или чрезвычайной охраны.

Неисполнение этих постановлений каралось штрафом от 500 до 3000 руб. или арестом до 3-х месяцев.

При МВД было образовано Особое совещание, которое могло без суда и следствия выслать нежелательное лицо на 5 лет.

Изменения в области печати

Восстановлена предварительная цензура, усилен административный контроль за прессой.

Государственные органы получили право приостанавливать издание после 3-го предупреждения – многие либеральные журналы и газеты вынуждены были предоставлять номер перед выходом в свет на предварительное прочтение и по - просту разорились. Также издатели обязывались сообщать в МВД имена авторов, печатавшихся под псевдонимом.

Через два года в России не осталось ни одного демократического и либерального издания. Закрыты журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос», «Земство» и другие.

Изменения в области высшей школы

    В 1884 г. принят новый университетский устав. Он ликвидировал выборность его руководства, сузил их автономные права. Ректор, деканы и зав. кафедрами стали назначаться министром. Фактически ликвидировано женское высшее образование.

Циркуляр министра просвещения М.Н. Делянова 1887 г. (Известный как указ «О кухаркиных детях») запретил принимать в гимназии детей из низов общества – запрет принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, поваров, мелких лавочников. Резко возрастает роль церкви в сфере образования. Министр народного просвещения А.П. Николаи, сторонник автономии университетов, был отправлен в отставку. Таким образом, усилен контроль государства за образованием (как проявление идеологического контроля), в первую очередь за высшей школой.

Ограничение деятельности земств

Сердцевиной борьбы Александра Ш с реформами своего отца стали два закона, которые сильно ограничили местное самоуправление, ограничили деятельность земств (эти законы и  называют контрреформами 90-х годов). Первый закон – 12 июля 1889 г. – вводил институт земских начальников, касался земств. Второй закон – 1890 г. – новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - ограничивались права земских учреждений и усиливались позиции дворянства.

Земства доказали лучшую, чем администрации, приспособленность к местной жизни. С другой стороны, они превратились в очаги общественного либерализма. Отсюда и идёт двойственная политика царизма к земствам: царизм был и за и против них.

Для контроля за земствами и городскими думами в 1889 г. введён институт земских начальников, которые стали хозяевами в деревне. Земские начальники назначались губернатором и отчитывались перед ним. Ими могли быть только люди из потомственных дворян.

Полномочия земских начальников:

- утверждал и смещал местных руководителей земств;

- могли отменить любое решение сельского схода;

- стал судьей и администратором, к нему перешли права мирового суда;

- назначал волостных мировых судей;

- право отстранения судей и приостановления их приговора;

- мог штрафовать до 6 руб.

- право ареста отдельных крестьян и даже целых сходов на срок до 3 суток.

Таким образом, роль органов местного самоуправления падала, в глазах крестьян он становился почти бесполезным органом, поскольку все за него мог решать земский начальник.

В 1890 г. появились новые правила выборов в земства. Избирательным правом наделялись домовладельцы, владельцы недвижимости стоимостью от 300 до 3000 рублей.

В результате представительство в них простых сословий сведено до минимума. Ни одно решение городской думы не могло вступить в силу без разрешения губернского начальства.

Но и после этого земства не стали местной опорой самодержавия. Они были сторонниками самодержавия, опирающегося на широкое и свободное самоуправление, что отвечало духу времени.

Изменения в судебной системе

Сокращалось число мировых судов. У мировых судей изымалась часть дел и передавались на рассмотрение уездных членов окружного суда. В городах действовали городские суды. Второй (апелляционной инстанцией) становился уездный съезд, в состав которого входили члены окружного суда, часть членов городского суда и земские начальники. Кассационной инстанцией стали губернские присутствия – состояли из чиновников во главе с губернатором. То есть, в судебной системе усилена роль администрации и уменьшена независимость суда, пересмотрены положения реформы 1864 г.

Также был повышен ценз для присяжных заседателей. Ограничена гласность суда, увеличено его право рассмотрения закрытых дел.

Изменения в избирательной системе

11 июня 1892 г. – новое «Городовое положение» - увеличен имущественный ценз для избирателей, соответственно исключены из числа избирателей нижние слои населения – в столицах право голоса в городские органы местного самоуправления имели только 0, 7 % населения.

Итоги «контрреформ»

1. Уменьшение роли местного самоуправления

2. Усиление контроля МВД за общественной жизнью

3. Ограничение независимости суда

4. Проявлением кризиса внутренней политики стали голод 1891-92 гг., эпидемия холеры и холерные бунты в конце царствования Александра III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: