Барьеры восприятия и установок

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у педагога задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания обучающегося.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с
которыми учащиеся заранее относятся к определенной категории и
формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней
черт.

Стремление сделать преждевременные заключения о личности обучающегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

Безотчетное структурирование личности учащегося - логически
объединяются в целостный образ только строго определенные личностные
черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ,
отбрасывается.

 

Эффект "ореола" - первоначальное отношение к какой-то одной
частной стороне личности обучающегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление об учащемся благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление об обучающемуся отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные.

Эффект "проецирования" -другому человеку приписываются по
аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне"..

Эффект "первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об обучающемся или событии, является очень
существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее
отношение к этому человеку. Даже потом, если человек получит другую
информацию, которая будет опровергать первичную, он все равно будет
больше помнить и учитывать первичную информацию.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках обучающихся,
происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду
тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об обучающемся
не меняются, не смотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Эффект "последней информации " - если последняя информация,
полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее
мнение о нем.

 


















Литература

1.Бодалев А.А. Психология общения.- М-Воронеж, 2002, 256 с.
2.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., Роспедагенство,1995. - 108 с.
3.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М, 2007. – 328с.
4.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник. – СПб, 2002.
5.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
6.Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие, -Ростов н/Д:
Феникс, 2015.
7.Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,
2006. - 336 с.
8.Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза.: учебное пособие для преподавателей вуза, педагогов, аспирантов/ Е.Ю. Сысоева – Самара Изд-во Самарский университет, 2014. – 167 с.











Контрольные вопросы и задания для комментирования

1.Объясните значение качественного уровня педагогического общения.
2.Современные проблемы педагогического общения: причины и пути их разрешения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: