ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
ЗЕВАДИНОВА ЗУЛЕЙХА ШАМСЕДИНОВНА
направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Олигофренопедагогика»
группа ЗС(Д)О -16
Курсовая работа
по специальным методикам преподавания
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В. | Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р. |
Оценка: ___________________
Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА…………… | 5 |
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………. | 5 |
1.2Психологическая структура личности обучающихся с нарушениями интеллекта………………………………………………………………… | |
Выводы по главе 1.......................................................................................... | |
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………. | |
2.1Особенности воспитания личности в процессе трудового воспитания | |
2.2Методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения……………………………… | |
Выводы по главе 2.......................................................................................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек, как личность формируется не путём простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизиологических задатков.
Развитие личности детей с нарушением интеллекта, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение этой проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.
|
|
Развитие личности умственно отсталого ребёнка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Но в силу интеллектуальной неполноценности, оно происходит в своеобразных условиях.
Эффективным средством развития положительных качеств личности обучающихся с нарушением интеллекта являются в условиях специальной (коррекционной) школы являются уроки трудового обучения.
Правильно созданные условия, формы и содержание уроков трудового обучения способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями трудовыми умениями и навыками. Именно посредством уроков трудового обучения осуществляется формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интеллекта занимались такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн и другие.
Роль уроков труда в воспитании детей с нарушением интеллекта и их коррекционно-развивающее значение освещали в своих трудах И. В. Вопилова, А. А. Гнатюк, Г. М. Дульнев, В. П. Кащенко, В. М. Мозговой, С. Я. Рубинштейн, А. И. Чуркина, В. А. Шинкаренко, В. Ф. Мачихина и др.
Цель исследования – теоретически изучить проблему воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.
1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть психологическую структуру личности обучающихся с нарушениями интеллекта;
3. Охарактеризовать собенности воспитания личности в процессе трудового воспитания;
4. Обосновать методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.
Объектом исследования является процесс воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: положительные качества личности обучающихся с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы; метод классификации; метод обобщения теоретического материала.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. – Москва: Академия, 2016. – 318 с.
2. Белкин, А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие / А.С. Белкин. – Москва: Педагогика, 2017. – 112 с.
3. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
4. Блонский, П.П. Педология: учеб. для высш. учеб. заведений. – М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 2014. – 356 с.
5. Вопилова, И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы / И.В. Вопилова. – М.: Просвещение, 2018. – 67 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
|
|
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 2016. – 240 с.
8. Година, Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности / Г.Н. Година – М.: Педагогика, 2011. – 394 с.
9. Гугасова, А. М. Методика трудового обучения: частные вопросы. / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина – М.: Просвещение, 2017. – 173 с.
10. Дульнев, Г.М. Психолого-педагогическое исследование. / Г.М. Дульнев – М.: Педагогика, 2016. – 216 с.
11. Дульнев, Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка. / Г.М. Дульнев – М.: Просвещение, 2015. – 242 с.
12. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / С.Д. Забрамная – М.: Просвещение, 2018. – 94 с.
13. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2013. – 391 с.
14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. / В.П. Кащенко – М.: Академия, 2015. – 304 с.
15. Малер, А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. / А.Р. Маллер. – М.: Наука, 2015. – 93 с.
16. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото– М.: Педагогика, 2018. – 128 с.
17. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате / Под ред. В.П. Провоторова – М.: Просвещение, 2018. – 125 с.
18. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – Москва: Форум, 2017. – 136 с.
19. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
20. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 224 с.
21. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2014. – 416 с.
|
|
22. Павлова, Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя / Н.П. Павлова. – М.: Педагогика, 2013. – 173 с.
23. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников. / В.Г. Петрова. – М.: Академия, 2014. – 160 с.
24. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития / Б.И. Пинский. – М.: Педагогика, 2015. – 126 с.
25. Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
26. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – М., 2016. – 230 с.
27. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. / С.Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
28. Сорокина, Г.М. Организация деятельности младших школьников на уроках трудового обучения / Г.М. Сорокина // Дефектология – 2012. – №5. – С. 48-51
29. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие / Е.М. Старобина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2013. – 118 с.
30. Шабалов, Н.П. Детские болезни / Н.П. Шабалов. – СПб.: Питер Ком, 2015. – 1088 с.
31. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко. – Минск: Университетское, 2015. – 142 с.