НОВЫЕ ФОРМАТЫ КНИГ И ФОРМЫ ИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ЧИТАТЕЛЯМ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФЛИПБУК
Продолжение. Начало в №№ 1, 2 за 2015 г.
ü
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ФЛИПБУК
Флипбук (англ. flip — переворачивать, перелистывать, book — кни-га) — дословно «книга для перелистывания». Это:
1. Книга небольшого формата с рисунками, иллюстрациями, фотока-драми, при перелистывании которых создается эффект анимации, т. е. иллюзия движения.
2. Средство просмотра электронных (цифровых) публикаций; мобиль-ный мини-сайт, создаваемый из PDF-файла.
“ Если хотите придуматьотличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать.
Т. Эдисон
Флипбук — это, по сути, одна из самых ранних форм интерак-тивных мультимедиа.
В зарубежных странах этот вид книги часто используется для про-ведения уроков в школах.
Загружайте | ||
презентацию | ||
по адресу: | .ru | |
osnova | ||
.e- | ||
www |
Внимание!
УТОЧНЯЕМ ТЕРМИНОЛОГИЮ
|
|
Вследствие фонетическо-го и орфографического сходства слов «флипбук»
и «флипбэк» возникла оши-бочная омонимия названий разных форматов печатной продукции на российском книжном рынке. Так, в ряде СМИ и в официальных рели-зах издательства «Эксмо» впервые начавшего выпуск Ф. в России, они названы
«флипбуками», тогда как в англ. языке данному фор-мату соответствует словосо-четание flipback book (флипбэк бук) [4, с. 257].
§ Флипбук
№ 3 (27) март 2015 г. 2 БИБЛИОТЕКА ШКОЛЫ!
AVTOR@E-OSNOVA.RU
8 История и современность флипбука
§ Зоотроп
Прообразом флипбука считают зоотроп — вращающийся барабан
с картинками, создающий иллюзию их движения (изобретен Тинь Ху-аном во II веке до н. э.) [4].
Некоторые специалисты считают ближайшим прообразом флипбу-ка сделанные по принципу камеры-обскуры анимированные панорамы французского и английского художника Филиппа Якоба Лютербурга Младшего (1740‒1812).
Впервые запатентованные в США 16 мая 1882 года Генри Ван Го-венбергом из Нью-Джерси, флипбуки состояли из простых рисунковпоследовательных фаз движения, соединенных одной скрепкой. При перелистывании страниц создавалась оптическая иллюзия движения. Это были ранние формы того, что сегодня называется интерактивными мультимедиа, и в эпоху, когда еще не возникли экранные технологии, они стояли у истоков анимации и кино [4].
В начале 1900-х
флипбуки стали рас-
пространяться Cracker
| § | |||
Телевизионные | ||||
Jack Company в качестве | ||||
флипбуки (США). | ||||
приложения к упаковке | Четыре блокнота | |||
печенья. Вскоре и дру- | с анимацией, | |||
гие производители по- | стилизованные | |||
следовали их примеру: | под телевизионные | |||
флипбуки сопровождали | приёмники | |||
готовые завтраки, жвач- | с телепередачами | |||
ки, сигареты, их исполь- |
САМОУЧИТЕЛЬ
Кстати
СОЦИАЛЬНЫЙ ФЛИПБУК
Флипбук «Каждый ребе-нок имеет право» (анима-ция: Л. Вольская) создавался
в рамках информационной кампании по повышению ос-ведомленности детей Север-ного Кавказа об их правах совместно с Фондом соци-ального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа». На одной стороне изобра-жен танцующий мальчик, с другой — выдержки из Конвенции Организации Объединенных Наций о пра-вах ребенка. Кейс вошел
в мировую базу социальных проектов Сreative for Good.
§ Флипбук с танцовщицей (США,
1897 год). Миниатюрный блокнот
с анимацией танца, составленный из раскрашенных вручную фотографий
БИБЛИОТЕКА ШКОЛЫ! 3 № 3 (27) март 2015 г.
Некоторым из флипбуков даже присваивал-ся ISBN (Международный стандартный номер книги), что уравнивало их с печатными изда-ниями! |
САМОУЧИТЕЛЬ
зовали для рекламы автомобилей. Тренд держался до конца 1940-х.
Затем, в 1960-е годы, изобретательные маркето-логи Disney, Gillette, McDonald’s, Post Cereals, Canada Dry, Ford возобновили этот тренд, используя флипбуки как интерактивные истории и реклам-ныеnподарки для продвижения своей продукции.
Мода на флипбуки на время утихла в 1970-е, когда стали обретать силу новые интерактивные мультимедиа.
Сейчас же флипбук переживает новую вол-ну популярности, создается уже с использовани-ем цифровых технологий, предлагается как услуга на праздниках, торжествах, презентациях, фести-валях, конкурируя с фотосессией и киносъемкой. Так, специальные флипбук-студии выпускают такого рода издания, которые используются для развлечения гостей, фиксации памятных собы-тий, а также в имиджевых проектах, рекламных акциях в качестве сувенирной продукции.
В России в настоящее время флипбуки выпу-скаются не только по индивидуальным или корпо-ративным заказам, но и в качестве самостоятель-ных изданий развлекательной и познавательной направленности. Так, компания «Animawork» вы-пустила в тематических сериях флипбуки «Стрелка», «Ангелы», «Лошадка» — http://flipbook.animawork.ru/ catalog. Последний создан по принципу З. Рыбчин-ского, когда объекты вращаются вокруг своей оси, без применения компьютерной графики. Все воссо-здано по законам старой школы.
В 2011 году в Суздале состоялся первый в Рос-сии фестиваль флипбуков — «Анимабук». На кон-курс было прислано более 150 работ, работу побе-дителя (флипбук «Санки», анимация: О. Щукина) издали в виде флипбука.