Особенности Российского событийного туризма

Событийный туризм в России является новым, но активно развивающимся направлением. Зачатки этого вида туризма, мы можем наблюдать ещё в советское время. Например, на парады на Красной площади в честь 1 и 9 мая съезжались миллионы граждан. Один из первых советских карнавалов в 1935 году собрал 120 тысяч участников. В 1980 году в СССР состоялись летние олимпийские игры, которые посетили туристы со всего мира.

После распада СССР структура событийного туризма в России потерпела значительные изменения. Получили развития новые направления, такие как гастрономические фестивали и ярмарки. Для воссоздания истории сооружались исторические реконструкции, на которые стали съезжаться туристы со всей страны. Событийные мероприятия перестали монопольно контролироваться государством и стали проводится негосударственными структурами как в коммерческих, так и в некоммерческих целях.

В 2011 году в МВЦ «Крокус- Экспо» прошла Первая Московская Ярмарка молодёжного событийного туризма, также в ноябре 2011 года в Рунете был создан специализированный интернет-журнал о событийном туризме «Event Review». С 2012 года в России ежегодно проводится Всероссийская открытая ярмарка событийного туризма «Russian Open Event Expo»[3], которая направлена на повышение интереса к событийному туризму. Также в 2012 году учредили национальную премию «Russian Event Awards», которая является наградой за достижения в индустрии событийного туризма. Премия ежегодно проводится при информационной поддержке Федерального агентства по туризму Российской Федерации. В 2013—2014 годах при поддержке Министерства культуры Российской Федерации был создан календарь событий, включающий в себя все значимые событийные мероприятия, проводимые на территории России в области культуры, музыки, истории и спорта. Целью создания календаря является систематизация событийных мероприятий и продвижение их на внутреннем и международном рынке. В 2015 году в качестве коммуникативной площадки для отечественных специалистов в области событийного туризма была учреждена Национальная ассоциация событийного туризма. В 2016 году прошел Первый Всероссийский туристический образовательный форум «Россия событийная». В форуме приняли участие более 150 организаторов туристских событий, туристических операторов, представителей администраций по туризму из 26 регионов России. В 2019 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2129-р принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, которая направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках. В числе мер, планируемых к реализации в рамках стратегии обозначено обновление программы событийного туризма и модернизация национального календаря событий с его интеграцией в цифровую платформу по развитию туризма, а также проведение массовых международных федеральных и региональных событийных мероприятий, нацеленных на привлечение туристов в регионы России.

Пока что рынок событийного туризма в России находится в стадии формирования, поэтому его влияние на социально-экономическое развитие регионов минимально, и анализ этого влияния не производится.

Туристический поток, привлеченный за счет событийных мероприятий, в России составляет порядка 30 % и имеет тенденцию к увеличению. Возрастанию интереса к событийному туризму в России способствует ряд факторов:

1. Общий образовательно-культурный уровень населения. Для современных образованных туристов типовые экскурсии и посещение музеев уже не представляют особого интереса.

2. Краткосрочность отпусков, а также возможность их деления на несколько промежутков. Сегодняшние туристы чаще всего отдыхают спонтанно и пользуются «турами выходного дня». Поэтому наличие в месте отдыха краткосрочного события является важным поводом для поездки.

3. Обеспокоенность муниципальных и региональных властей имиджем своей территории, известностью и привлекательностью для туристов и спонсоров.

Лидерами событийного туризма в России являются Москва и Санкт-Петербург, где происходит наибольшее количество культурных событий. Для малых городов России развитие событийного туризма дает возможность привлечь внимание федеральных и региональных средств массовой информации и улучшить свой имидж. В то же время, хотя российский туристический рынок предлагает широкий ассортимент событийных туров, они по своим масштабности и величине финансирования значительно уступают странам-конкурентам. Также в связи с тем, что данное направление туризма в России находится в стадии формирования, то потенциал не реализован — многие проводимые в российских регионах мероприятия не направлены на туристов, а носят некоммерческий или имиджевый характер.

Сеть национальных офисов по туризму Visit Russia и федеральный проект EventsInRussia.com. провели исследование в мае 2017 года в Китае, Европе, на Ближнем Востоке и странах Юго-Восточной Азии на тему: «что в событийном туризме интересует иностранцев». По результатам исследования стало известно, что само по себе событие может стать поводом для посещения России 73% респондентов. Для 63% опрошенных важнейшую роль играет популярность события, т. е. наличие положительных ассоциаций или знание о самом событии и месте проведения. Для 54% крайне важна содержательная программа мероприятия. Для 37% респондентов важна реклама мероприятия и наличие готового тура. Интересно что место проведения события и наличие достопримечательностей поблизости имеют для иностранцев относительно небольшое значение.

По тематическому критерию событийный туризма можно поделить на национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу, фестивали кино и театра, гастрономические фестивали, фестивали и выставки цветов, модные показы, аукционы, фестивали музыки и музыкальные конкурсы, спортивные события, технические салоны. Событийный туризм опирается опыт других стран, а также классифицирует события по различным критериям:

- По типу маркетинговой среды: политические, корпоративные, социальные, культурно-развлекательные, спортивные или научные;

- По характеру взаимодействия: формальные и неформальные;

- По кол-ву целевой аудитории: корпоративные, городские, региональные, государственные и международные.

Привлекательные события происходят летом в южных городах России таких как Анапа и Геленджик. Это карнавалы в знак открытия сезона.

Самый крупный в России карнавал проводится ежегодно с 1995 года в Царском Селе. Карнавал приурочен к дну основания Царского Села. На этом мероприятии проходят театрализованные представления, концерты и различные выставки.

Российский кинофестиваль «Кинотавр» проводится ежегодно в Сочи. Вплоть до 2011 года в конкурсе полнометражного кино могли принимать участие только Российские кинофильмы, но позже географические рамки были сняты.

Один из самых ярких концертов – «Ночь музыки» - проводится на водной глади Белого озера у величественного Гатчинского дворца. Симфоническая музыка, а также превосходный архитектурный памятник, дарят незабываемые впечатления зрителям.

В 2018 году Россия организовала у себя чемпионат мира по футболу. Это было событийное мероприятие мирового уровня. Чемпионат мира проходил на 12 стадионах в 11 городах Российской Федерации. По данным Минкомсвязь за время проведения ЧМ 2018 Россию посетили порядка 1,83 млн. иностранцев. Этот чемпионат стал самым прибыльным за всю историю и принёс организации ФИФА 5,357 миллиардов долларов выручки и 3,533 миллиардов долларов чистого дохода.

В целом, событийный туризм в России ещё не сформирован до конца и в дальнейшем мы будем наблюдать укрепление этого вида туризма в нашей стране. Можно выделить следующие рекомендации для повышения популяризации туристских дестинаций:

1. Активная рекламная компания мероприятий, с целью привлечения наибольшего количества туристов в регион для посещения события.

2. Приоритет на внешние финансовые источники с целью получения грантов и спонсорских средств для организации событийных мероприятий.

3. Создание регионом «событийного турпакета», чтобы делать приоритет на туристских услугах местных поставщиков и продавцов, препятствуя утечке финансов из региона.

4. Привлечение туристского сообщества через социальные сети своих знакомых из других городов.

5. Создание в регионе календаря событий с описанием мероприятий и указанием дат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: