Одноковшовые строительные экскаваторы

Лекция №10.

Землеройные машины.

Экскаваторы одноковшовые гидравлические. I часть.

 

Экскаваторы представляют собой самоходные землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта.

Различают одноковшовые экскаваторы:

- периодического (цикличного) действия основным рабочим органом в виде ковша определенной вместимости;

- экскаваторы непрерывного действия с многоковшовыми, скребковыми и фрезерными (бесковшовыми) рабочими органами.

Одноковшовые экскаваторы осуществляют работу отдельными многократно повторяющимися циклами, в течение которых операции копания и перемещения грунта выполняются раздельно и последовательно. В процессе работы машина периодически перемещается на небольшие расстояния для копания очередных объемов грунта.

Экскаваторы непрерывного действия копание и перемещение грунта осуществляют одновременно и непрерывно. Производительность таких экскаваторов выше, чем одноковшовых, затрачивающих около 2/3 рабочего времени на перемещение грунта и рабочего оборудования.

По назначению одноковшовые экскаваторы делят на:

- строительные универсальные для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве;

- карьерные для разработки карьеров строительных материалов, рудных и угольных месторождений;

- вскрышные для разработки полезных ископаемых открытым способом.

Экскаваторы непрерывного действия по назначению делят на:

- машины продольного копания для рытья протяженных выемок прямоугольного и трапецеидального профиля – траншей под трубопроводы и коммуникации различного назначения (траншейные экскаваторы), каналов и водоводов (каналокопатели);

- поперечного копания для карьерных, планировочных и мелиоративных работ, радиального копания для вскрышных и карьерных работ большого объема.

В промышленном и гражданском строительстве преимущественно используются одноковшовые строительные и траншейные экскаваторы.

Одноковшовые строительные экскаваторы.

Строительными называют одноковшовые универсальные экскаваторы с основными ков-шами вместимостью 0,25÷2,5 м3, оснащаемые различными видами сменного рабочего оборудования. Строительные экскаваторы предназначены для земляных работ в грунтах 1÷4 категорий.

С помощью унифицированного сменного рабочего оборудования (до 40 видов) они могут выполнять также погрузочно-разгрузочные, монтажные, сваебойные, планировочные, зачистные и другие работы.

Основными частями строительных экскаваторов являются гусеничное или пневмоколесное ходовое устройство, поворотная платформа (с размещенными на ней силовой установкой, механизмами, системой управления и кабиной машиниста) и сменное рабочее оборудование.

Поворотная платформа опирается на ходовое устройство через унифицированный роликовый опорно-поворотный круг и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости.

Индексация. В индексе одноковшовых строительных экскаваторов, выпущенных до 1971 г., указываются номинальная для данной модели вместимость основного ковша, порядковый номер модели и модернизации. Например, Э-652Б – экскаватор с основным ковшом вместимостью 0,65 м3, модель 2, прошедшая вторую модернизацию.

Действующая система индексации предусматривает следующую структуру индекса (рис. 1), дающего более полную характеристику эксплуатационных возможностей машины. Буквы ЭО означают – экскаватор одноковшовый универсальный. Четыре основные цифры индекса последовательно означают: размерную группу машины, тип ходового устройства, конструктивное исполнение рабочего оборудования (вид подвески) и порядковый номер данной модели. Восемь размерных групп экскаваторов обозначаются цифрами с 1 по 8. Размер экскаватора характеризуют масса машины и мощность основного двигателя, а также геометрическая вместимость основного ковша.

Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет: для 2-й размерной группы – 0,25…0,28 м 3, 3 -й – 0,4…0,65 м3, 4-й – 0,65…1,0 м3, 5-й – 1,0…1,6 м3, 6-й – 1,6…2,5 м3, 7-й – 2,5…4,0 м3.

Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9. Цифра 1 означает гусеничное ходовое устройство (Г), 2 – гусеничное уширенное (ГУ), 3 – пневмоколесное (П), 4 – специальное шасси автомобильного типа (СШ), 5 – шасси грузового автомобиля (А), 6 – шасси серийного трактора (Тр), 7 – прицепное ходовое устройство (Пр.), 8, 9 – резерв. Конструктивное исполнение рабочего оборудования указывается цифрами 1 (с гибкой подвеской), 2 (с жесткой подвеской), 3 (телескопическое). Последняя цифра индекса означает порядковый номер модели экскаватора. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последующие – вид климатического исполнения (С или ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы на влажных тропиках). Напри-мер, индекс ЭО-5123ХЛ расшифровывается так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5–ой размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении. Экскаватор оборудуется основным ковшом вместимостью 1 м3, соответствующим 5-й размерной группе, и сменными вместимостью 1,25 и 1,6 м3.


 

 

Рис. 1. Структура индексов одноковшовых универсальных экскаваторов

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: