Перевозка минеральных удобрений

Классификация и специфика перевозок сельскохозяйственных грузов.

Основные схемы перевозки зерновых грузов сельского хозяйства

Перевозка минеральных удобрений.

1.

Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам:

 

физико-механическим и биохимическим свойствам;

 

степени использования грузоподъемности транспортных средств;

 

способу механизированной погрузки-разгрузки;

 

срочности и периодичности перевозок;

 

количеству единовременно перевозимых грузов;

 

условиям перевозок.

 

По физико-механическим свойствам различают грузы:

 

- твердые: навалочные, к которым относятся грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сы­пучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), пе­ревозимые насыпью;

 

- жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топ­ливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цис­терн;

 

- газообразные (кислород).

 

По размерам грузы подразделяют на габаритные, которые сво­бодно помещаются в стандартный кузов автомобиля; негабарит­ные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свы­ше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова; длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для перевозки применяются одно- и двухосные прицепы — роспуски или специализированный подвижной состав.

 

По массе грузы делят на обыкновенные, тяжеловесные и легкие.

 

К обыкновенным относятся штучные грузы массой до 250 кг и которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.

 

К тяжеловесным относятся штучные грузы с массой отдельного более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузку и разгрузку их осуществляют механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамныe прицепы-тяжеловозы.

 

К легким грузам относятся солома, сено, хлопок, пустая тара и др..

 

Для целей планирования и нормирова­ния труда на автотранспортных работах широко исполь­зуется такой классификационный признак, как плот­ность груза (т/м3), что выражается в коэффициенте воз­можного использования грузоподъемности автомобилей и прицепов (кгр). Данный коэффициент определяется отношением количества груза в кузове в допустимых га­баритах (т) к номинальной грузоподъемности транспорт­ного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа).

 

В зависимости от этого все грузы подразделяют на четыре класса:

 

К I классу отнесены грузы, имеющие массу 1 м3 более 700 кг и позволяющие полностью использо­вать грузоподъемность автомобиля: зерно, стройматериа­лы, минеральные удобрения и т. д., для которых кгр =1;

 

Ко II классу причис­лены грузы, имеющие массу 1 м3 600—700 кг и использую­щие грузоподъемность на 70—90 %: картофель, корне­плоды, маловесное зерно (овес, гречиха), навоз. Здесь кгр =0,99 -0,71 (в среднем для расчетов 0,85);

 

К III классу отнесены грузы с массой 1 м3 500 - 600 кг, исполь­зующие грузоподъемность на 50—70 %: плоды, овощи, зеленая масса. Здесь кгр =0,7-0,51 (в среднем для расчетов 0,6);

 

Грузы IV класса грузы с массой 1 м3 300 - 500 кг и менее — наименее транспортабельные и объемистые, исполь­зующие грузоподъемность на 30—50 %: сенажная масса, сено, солома и т.д. Здесь кгр =0,50 - 0,3 (в среднем для расчетов 0,4). Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозке грузов III и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать для перевозок специальные вместительные кузова-прицепы.

 

Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко II классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно от­нести к разным классам. Так, солому и сено, прессованные в тю­ках, относят ко II, а непрессованные — к IV классу.

 

При отнесении грузов к тому или иному классу в первую оче­редь учитывают их плотность (ρ, т/м3).

 

Грузы, у которых ρ < 2,0, относят к весьма легким, с ρ = 0,21 — 0,60 — к легким, с ρ = 0,61—0,99 — к грузам средней тяжести и с ρ ≥ 1,0 — к тяжелым.

 

По способу механизированной погрузки-разгрузки различают гру­зы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку и хранение без тары, а погрузку и выгрузку — сбросом; наливные, штучные, тар­ные и бестарные. Около 70 % сельскохозяйственных грузов отно­сятся к насыпным.

 

По срочности и периодичности перевозок различают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируе­мые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.

 

По количеству одновременно перевозимых грузов их подразделя­ют на массовые и мелкопартионные.

 

Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение про­должительного времени. Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.

 

Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партия­ми (вывоз молока).

 

По условиям перевозок грузы делят на обычные — не требующие специально приспособленного подвижного состава; скоропортя­щиеся — требующие соблюдения особых санитарных и темпера­турных режимов; с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные — мусор и т.п.; живность — для перевозки необходимы специально приспо­собленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).

 

Сельскохозяйственное производство характери­зуется большим объемом транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Установлено, что на транспорт в сельском хозяйстве расходуется свыше 20 % материальных и более 30 % трудовых ре­сурсов. Общий объем перевозок грузов в сельском хозяйстве достиг 9 млрд. т, в том числе на долю автомобильного транспорта в настоящее время приходится 71 % всех перевозимых грузов. К 1990 г. при общем увеличении объема перевозок грузов в сельском хозяйстве доля автомобильного транспорта в этих перевозках возрастет до 80 %.

Важнейшим направлением научно-технического прогресса на транспорте в сельском хозяйстве яв­ляется внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивающей значительное повышение производительности тру­да на перевозках грузов и сокращение транспорт­ных затрат. Эффективное решение этой народнохо­зяйственной задачи зависит от работников не только колхозов и совхозов, но и автотранспортных предприятий и организаций.

Зерно. Уборка и перевозка зерна от комбайнов на зерноочистительные тока, а затем на заготови­тельные пункты предопределяют необходимость неоднократного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с учетом транспортно-технологической схемы доставки зерна. При этом кратность пере­возки зерна составляет 2,5, что обусловливает зна­чительные объемы перевозок и погрузочно-разгрузочных работ.

При доставке автомобилями и автопоездами зерна с полей уборки на зерноочистительные тока погрузочные операции полностью механизированы за счет опорожнения бункера зерноуборочного комбайна. На этом участке доставки зерна приме­няют такие прогрессивные технологии транспорти­рования, как комбитрейлерная (перевозка зерна от группы комбайнов до ближайшей дороги прицепа­ми с помощью тракторов, а до зерноочистительно­го тока — автопоездами), порционная (погрузка зерна из-под комбайнов в прицепы, расставленные на поле в строго установленном месте с учетом полного исключения холостых пробегов комбай­нов) и др. При этих способах и правильном опре­делении необходимого количества подвижного со­става производительность комбайнов возрастает не менее чем на 15—20 %, а автомобилей не менее чем в 2—3 раза.

Учитывая, что расстояния перево­зок зерна от комбайнов на тока являются, как правило, небольшими (в среднем 10—12 км), це­лесообразно применять автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда сельскохозяйственного типа, а также тракторы с самосвальными прицепа­ми грузоподъемностью до 4 т.

Применение само­свальных транспортных средств обеспечивает                     механизированную разгрузку зерна на зерноочисти­тельных токах без применения каких-либо разгру­зочных машин или установок.

При использовании бортовых автомобилей и прицепов (несамосвальных) на токах для механи­зированной выгрузки зерна из них применяют ста­ционарные, передвижные и самоходные автомоби­леразгрузчики. При перевозках зерна с токов на заготовитель­ные пункты (в основном на пристанционные эле­ваторы) применяют крупнотоннажные автомобили и автопоезда в составе седельного тягача и полу­прицепа или автомобиля с одним-двумя прицепа­ми общей грузоподъемностью до 20 т.

 Некоторые опытные водители при надлежащей организации работы доставляют зерно на элеваторы многозвен­ными автопоездами (с двумя прицепами и более) общей грузоподъемностью до 30—40 т. В настоя­щее время на перевозках зерна широкое приме­нение получают автопоезда семейства КамАЗ.

В связи с значительными расстояниями (в сред­нем около 70 км) для перевозок зерна на элевато­ры применяют в основном автопоезда общего на­значения с уплотнением бортовых платформ пено­полиуретаном и пологами для укрытия зерна во избежание потерь при движении автопоезда. Погрузку зерна на токах обеспечивают зерно­погрузчиками, а также и многоковшовыми погруз­чиками производительностью до 200 т/ч. В неко­торых колхозах и совхозах на комплексно-механи­зированных токах для погрузки зерна используют бункерные установки, обеспечивающие высокую производительность труда. Для выгрузки зерна из автомобилей и автопоездов общего назначения на элеваторах широко применяют стационарные ав­томобили-разгрузчики грузоподъемностью до 30 т и более. При этом весьма удобными в эксплуатации являются проездные автомобили-разгрузчики, обес­печивающие разгрузку автопоездов без расцепки прицепов.

Сахарная свекла. Перевозки этого важ­ного вида продукции сельскохозяйственного производства в период уборки выполняются преимущественно автомобильным транспортом. Корни са­харной свеклы с полей автомобилями и автопоезда­ми доставляют либо на сахарные заводы, а при их расположении на значительных расстояниях — на железнодорожные станции и пристани, либо в мест­ные кагаты или бурты, откуда по мере необходи­мости ее также перевозят на сахарные заводы. По­этому при перевозках сахарной свеклы выполня­ют следующие погрузочно-разгрузочные операции: погрузка на полях во время уборки, разгрузка в местные кагаты и бурты, разгрузка на сахарных заводах (если перевозки выполняют в прямом авто­мобильном сообщении) или на железнодорожных станциях и пристанях (при перевозках в смешан­ном сообщении). При раздельном способе уборки свеклу выгружают из бункера свеклоуборочного комбайна на поле в небольшие кучи (0,20—0,25 т) или валки, а погрузку на автомобили или прице­пы выполняют свеклопогрузчиками. При поточном или полупоточном способах уборки свекла из ком­байна поступает непосредственно в кузова транс­портных средств и доставляется на сахарные за­воды для переработки (поточный способ) или бур­ты в районе плантации (полупоточный способ) для временного хранения.

Для механизированной погрузки и разгрузки сахарной свеклы созданы и широко внедряются различные погрузочно-разгрузочные машины: свек­лопогрузчики, разгрузчики-буртоукладчики и др. При полупоточном способе уборки свекла из ком­байна поступает в кузов самосвального тракторно­го прицепа и транспортируется трактором на конец плантации, где ее выгружают в бурты. Из буртов свеклу погрузчиками высокой производительности (типа СПС-4,2) грузят в автомобили или автопоезда для доставки на сахарные заводы или загото­вительные пункты. При небольших расстояниях пе­ревозки (до 15 км) свеклу доставляют автомобиля­ми-самосвалами и самосвальными автопоездами сельскохозяйственного типа. Если расстояние пе­ревозок свеклы свыше 15—20 км, эффективнее при­менять бортовые автомобили и автопоезда. Раз­грузку их на сахарных заводах выполняют при по­мощи различных устройств с учетом технологии переработки свеклы. Например, при немедленной переработке свеклу выгружают из бортовых авто­мобилей в так называемые «бурачные» автомоби­леразгрузчиками или гидросмывным способом, а при поступлении на хранение в кагаты или бурты свеклу из автомобилей и автопоездов выгружают буртоукладчиками БУМ-14М или Комплекс-65М2Б.

Для перевозки свеклы на сахарные заводы эф­фективно применять крупнотоннажные автомобили и автопоезда преимущественно семейства КамАЗ. Так же, как и на перевозке зерна, значительное повышение производительности подвижного сос­тава при доставке свеклы достигается путем внед­рения саратовского метода организации перевозоч­ного процесса.

Возможным способом перевозки свеклы с полей на свеклоприемные пункты или сахарные заводы является контейнерный с использованием специа­лизированных контейнеров с откидывающимся дни­щем. Применение контейнеров позволяет механизи­ровать погрузочно-разгрузочные работы при помо­щи автомобильных кранов и автопогрузчиков, при­чем выгрузка свеклы из контейнера осуществляет­ся в поднятом положении после откидывания днища. Однако этот способ в настоящее время не по­лучил распространения.

На перевозках сахарной свеклы с полей в пе­риод уборки весьма целесообразно создавать комп­лексные бригады, в состав которых входят 10—15 водителей автомобилей и один машинист свеклопо­грузчика. Организация совместной работы водите­лей автомобилей и машинистов погрузчиков позво­ляет значительно повысить производительность свеклопогрузчиков и автомобилей, поскольку непро­изводительные простои в их работе за счет внедре­ния согласованных часовых графиков исключаются практически полностью.

а—погрузка свеклопогрузчиком; б — разгрузка буртоукладчиком

Производительность этих машин 30 т/ч.

 

Картофель и овощи. Для уборки картофеля на полях применяют картофелеуборочные комбайны Однако более про­грессивным способом хранения картофеля является контейнерный. В настоящее время во многих горо­дах страны контейнеры широко применяют для хранения картофеля и других овощей в специали­зированных овощехранилищах. Грузовые операции с контейнерами внутри овощехранилищ выполняют вилочными электропогрузчиками.

Для перевозки картофеля и других овощей не­посредственно из овощехранилищ в торговую сеть применяют специализированные решетчатые кон­тейнеры на колесиках и автомобили-фургоны с грузоподъемным бортом. Указанные продукты в расфасованном виде в этих же контейнерах после выгрузки при помощи грузоподъемного борта до­ставляются непосредственно в торговые залы мага­зинов.

Контейнерный способ внедряют и при доставке арбузов, лука, помидор, кабачков и других овощей и бахчевых культур. Используя специальные овощ­ные контейнеры, при этом способе обеспечивают не только механизацию погрузочно-разгрузочных работ, но и распродажу овощей и бахчевых куль­тур в торговой сети из этих же контейнеров.

Силосная масса, сено, солома. Эти виды сель­скохозяйственной продукции относятся к легковес­ным грузам. Погрузочно-разгрузочные работы при перевозке непрессованного сена и соломы могут быть механизированы при помощи средств, приме­няемых для их скирдования (стогования), т. е. сто­гометателей типа ПФ-0,5 и др.

Силосную массу погружают в автомобили ком­байнов во время его работы при одновременном движении комбайна и автомобиля. Для улучшения использования грузоподъемности автомобиля (при­цепа) выгрузной транспортер комбайна должен отключаться для того, чтобы рабочие обеспечили разравнивание и уплотнение силосной массы в ку­зове автомобиля. Для доставки силосной массы к местам силосования и хранения (траншеи, ямы, башни) применяют самосвальные транспортные средства (автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда сельскохозяйственного типа, трактор­ные прицепы-самосвалы).

При отсутствии самосвалов силосную массу до­ставляют бортовыми автомобилями и прицепами. При их оснащении разгрузочными сетками силос­ную массу выгружают механизированным спосо­бом.

Хлопок-сырец. Прогрессивным способом пере­возки хлопка-сырца является бестарный. Он позво­ляет комплексно механизировать погрузочно-раз­грузочные работы и полностью ликвидировать за­траты на тару. Сущность этого способа заключает­ся в том, что хлопок-сырец из бункера хлопкоубо­рочной машины выгружают в автомобили и прице­пы с самосвальными кузовами увеличенного объе­ма, которые после уплотнения хлопка-сырца до­ставляют на заготовительные пункты или заводы. После выгрузки хлопок поступает на приемно-подающую машину, обеспечивающую равномерную подачу его на конвейер для последующей укладки в бурт.

Бестарная перевозка хлопка-сырца может осу­ществляться бортовыми автомобилями и автопоез­дами. Для механизированной выгрузки хлопка из них используют разгрузочные сетки. Общие затра­ты труда по перевозке, погрузке и выгрузке при бестарной перевозке хлопка по сравнению с тарной сокращаются почти в 5 раз.

Удобрения. Значительное повышение плодоро­дия почв может быть обеспечено на основе применения органических и минеральных удобрений. Объемы перевозок этих грузов в сельском хозяйст­ве являются весьма значительными: в 1990 г. толь­ко использование органических удобрений будет доведено до 1,5 млрд. т, сельскому хозяйству будет поставлено не менее 100 млн. т известковых мате­риалов, 30—32 млн. т минеральных удобрений и др.

Специфические особенности минеральных и ор­ганических удобрений, торфяной крошки, известко­вых материалов и неблагоприятные условия для работы транспорта предопределяют особые треб­ования к подвижному составу и погрузочно-разгрузочным машинам.

Слеживающиеся минеральные удобрения до­ставляют в затаренном виде в полиэтиленовых или бумажных мешках. Наиболее прогрессивным спо­собом перевозки этой группы минеральных удобре­ний является пакетный, который обеспечивает внед­рение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций при перевозках в прямом авто­мобильном и смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщениях за счет применения ви­лочных погрузчиков, вилочных тележек и других машин. Для пакетирования затариваемых мине­ральных удобрений рекомендуют стоечные или ящичные поддоны.

Неслеживающиеся минеральные удобрения доставляют насыпью без применения какой-либо тары. Погрузку этих удобрений на химических предприятиях на транспортные средства выполня­ют при помощи кранов, оборудованных грейфером. При перевозках в смешанном сообщении на желез­нодорожных станциях наиболее эффективно выпол­нять перегрузочные операции по схеме вагон — ав­томобиль, т. е. без промежуточного складирования При этом выгружают удобрения из вагонов с одновременной погрузкой их в автомобили машинами МВС-4 или МВС-ЗМ, представляющими собой самоходное шасси на гусеничном ходу, на котором смонтированы система транспортеров, шнекорушители и заборный орган. Привод машины электри­ческий. Производительность до 60 т/ч.

На станциях с небольшим поступлением мине­ральных удобрений для выгрузки удобрений из ва­гонов и погрузки их на автомобиль применяют ви­лочные погрузчики, оборудованные ковшом. Погру­жают удобрения на автомобили с открытых площа­док одноковшовыми погрузчиками. При перевозках удобрений на сравнительно короткие расстояния применяют автомобили-самосвалы, обеспечиваю­щие на складах колхозов и совхозов механизиро­ванную их саморазгрузку. Бортовые автомобили можно разгружать передвижными и самоходными разгрузчиками.

Пылевидные удобрения (фосфоритная мука, из­вестковая мука и др.) целесообразно доставлять автомобилями-цементовозами, загрузку которых выполняют при помощи пневматических перегружа­телей. При оборудовании автомобилей-цементово­зов соответствующими распылителями возможна доставка указанных удобрений непосредственно на поля с внесением в почву.

Перевозки органических минеральных удобре­ний, включая торф, наиболее эффективно выпол­нять автомобилями-самосвалами и самосвальными автопоездами, а также тракторами с самосвальны­ми тракторными прицепами. Для механизирован­ной погрузки этих удобрений широко применяют одноковшовые тракторные погрузчики.

Системой машин для сельского хозяйства для погрузки органических удобрений и других нава лочных грузов рекомендованы: погрузчик фрон­тально-перекидной ПФП-1,2 грузоподъемностью 1,2 т, производительностью ПО т/ч, погрузчик ПЭА грузоподъемностью 1,0 т, производительностью 150 т/ч, а также другие одноковшовые и грейфер­ные погрузчики, смонтированные на тракторах. Для торфяной крошки и других подобных грузов рекомендован погрузчик ПНД-250 с рабочим орга­ном непрерывного действия производительностью 250—300 т/ч.

Применение высокопроизводительных одно- и Многоковшовых погрузчиков в сочетании с само­свальными транспортными средствами является на­иболее перспективным направлением в решении проблемы повышения производительности труда на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах в сельском хозяйстве, где доля насыпных и нава­лочных грузов составляет не менее 70 %

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: