Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

ЛЕКЦИЯ

 

Тема: «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов»

 

Введение

Поступательное развитие любого государства обеспечивается многими факторами и сопутствующими условиями. Первостепенное значение имеет политическое устройство государства, состояние экономики и, безусловно, социальной сферы.

     Но как свидетельствуют многочисленные исследования, объективная закономерность возрастания роли физической культуры в жизни современного человека и общества в целом не нашла еще адекватного отражения в сознании людей. Многие молодые люди связывают свое отношение к физической культуре лишь через призму таких понятий как «фанат-болельщик», «качек» и т. д. Или вообще никак не связывают, считая это занятие пустой тратой времени.

     Самая, может быть главная, проблема для населения нашей страны, в том числе и студентов состоит в том, что при всеобщей эйфории спортивными успехами, в физической культуре на бытовом уровне значительное число взрослых людей не видят пользы. По данным социологических исследований в лучшем случае физической активностью занимаются не более 10% населения.

    Поэтому целью данной лекции и является формирования сознания молодых людей на использование средств физической культуры в своем образе жизни.

Физическая культура и спорт как социальные феномены
в современном обществе

    Физическая культура на протяжении своего существования являлась объектом исследования философов, социологов, педагогов, историков и других ученых. Повышенный интерес к данной сфере деятельности проявляется и в настоящее время.

    Физическая культура обладает немалыми возможностями для всестороннего развития личности, укрепления здоровья, организации досуга, а в целом играет свою существенную роль в совокупности компонентов, обеспечивающих качество жизни людей различных возрастов, материального положения и социального благополучия. В этом и просматривается ее значение как социального феномена, которое подкрепляется стремлением многих людей реализовать себя в жизни, в профессии, используя физкультурную деятельность для поддержания данных усилий, направленных на преобразование своей внутренней сущности и собственной телесности.

    Проблемы гармонии души и тела в человеке на протяжении длительного периода истории занимали и сейчас занимают центральное место в различных научных концепциях. Столь пристальное внимание к данному вопросу объясняется, прежде всего, деформацией культурной и духовной жизни общества, отстранением самого человека от решения задач саморазвития, самообразования и самосовершенствования.

     Большинство населения пренебрегает своим здоровьем, заботой о теле духовном и теле насущном, а действует, зачастую, по устоявшимся негативным традициям, воплощенным в бытийных выражениях: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», «наплевать на все, один раз живем», «что хочу, то и ворочу», «если нельзя, но очень хочется, то можно» и т. д.

     Следует отметить, что все цивилизованные народы на планете всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно-нравственных качеств.

    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

     В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические и функциональные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

    Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, учебно-методические и научные разработки.

     Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие и умственное развитие.

    Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. Физкультурное движение – это совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

    Важнейшей составной частью физической культуры является спорт. В нем человек стремится расширить границы своих физических и физиологических возможностей. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

     К сожалению, как показывает практика физической культуры в вузах, не все студенты достаточно мотивированы к идеям сохранения и укрепления своего здоровья, занятиям физическими упражнениями с целью улучшения фигуры и внешнего вида.

     Физическая культура, как и любая сфера деятельности, включает следующие основные компоненты: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, фоновая физическая культура, средства физической культуры.

    Физическое воспитание – это вид воспитания, основой которого является приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей и формирование на этой основе потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Его важными элементами являются разнообразные движения, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять этими движениями, способность координировать их в разных сочетаниях.

    Физическое развитие это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др.).

    С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон единства форм и функций организма. При этом необходимо учитывать возрастные периоды развития человека (становление, рост, стабилизация и старение человеческого организма).

    Физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, его здоровья, в том числе и географического расположения местности. Поэтому при выборе средств и методов физических упражнений необходимо учитывать влияние указанных законов.

     Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, реабилитационные упражнения после работы и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса.

     Оздоровительно-реабилитационная физическая культура использует физические упражнения в качестве средств лечении заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. Она имеет широкий комплекс средств и методов, связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.).

    Активные виды  физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта. Такими видами являются утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками и рекреативная физическая культура, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Активная физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятных условий жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как комплекс здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и, прежде всего с базовой.

       В качестве средств физической культуры используются физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена спортивной одежды, обуви, мест занятии). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Функции физической культуры.

    Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

     Различают специфические и общие функции физической культуры.

     Специфические функции физической культуры отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры.

   Общие функции свойственны как культуре общества в целом, так и физической культуре, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.

    Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфические функции выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Выделяют четыре группы функций (по признакам общности их проявления ):

     1. Общее развитие и укрепление организма.

     2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

     3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.

     4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

     Все эти функции физической культуры реализуются и в физическом воспитании. Но наиболее важной из них является подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. По своей сути эта функция нашла свое отражение в целях физического воспитания.

    Специфические образовательные функции. В системе образования и воспитания эта функция выражена наиболее ярко. Так в вузах она является одной из основных. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, осваивают методическую подготовку. Образовательная функция реализуется в квалификационных характеристиках выпускников высших учебных заведений. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте, в том числе и в спортивной работе. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

    Специфические прикладные функции. Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Существует профессионально-прикладная физическая подготовка. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.

     Спортивные функции. Наиболее ярко эти функции выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и связанных с ними возможностей человека.

    Современный спорт по своему характеру все больше становится особой разновидностью творческой деятельности, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических сил личности. Спортивные достижения, как бы аккумулируют в себе все то. На что способен человек и являются как бы эталоном максимального развития человеческих способностей, критерием, по которому судят о возможной степени совершенства.

     Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере физической культуры, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортивные развлечения). Необходимость физической рекреации обусловлена потребностями производства в средствах восстановления. В обществе эти функции реализуются в спортивной работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация и т.п.), характер самой профессиональной деятельности.

     Оздоровительно-реабилитационные функции. Эти функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий при использовании физической культуры в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие болезней, травм, длительных гиподинамии и гипокинезии. Кроме того, физкультурные оздоровительно-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.

    Общие функции физической культуры. Физическая культура является органической частью общей культуры общества, поэтому ей свойственны социальные функции, которые проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время обнаруживаются в области физической культуры.

     Выделяют следующие социальные (общекультурные) функции: эстетические, нормативные, информационные, общевоспитательные функции, а также функции социализации личности и социальной интеграции.

    Эстетические функции физической культуры. Физическая культура является одной из сфер деятельности человека, которая в значительной степени оказывает эстетическое воздействие на человека. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек познает окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, дееспособность по законам красоты, укрепляет физическое и психическое здоровье.

    Красивое телосложение, фигура в целом, правильное соотношение всех частей тела, по мнению ученых, является основой физической красоты человека.

     Используя физические упражнения для совершенствования форм телосложения, человек одновременно воздействует и на духовную сферу. Телесное и духовное в этом процессе сливается воедино. Физическая красота человека, совершенство движений, правильное поведение, поступки и межчеловеческие отношения в области физической культуры и спорта имеют жизнеутверждающий характер, а, следовательно, и эстетическое значение.

     Следует заметить, что в жизни соотношение физической и духовной красоты до бесконечности сложны и многообразны и что физическая красота при всем том относительно самостоятельна, автономна. Старая мудрость гласит: тело и душа – это вода и масло, сколько ни взбалтывай их, они остаются существовать раздельно.

    Нормативные функции физической культуры. Физическая культура представляет одну из тех областей деятельности человека, которая формирует у людей представления о возможности человека, о его физическом совершенстве, физической подготовленности и спортивном мастерстве. В процессе использования ценностей физической культуры вырабатываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физическом воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации.

    В спортивной деятельности возможности человека раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений. В своем проявлении рекорд является как бы эталоном и ориентиром, к которому должен стремиться человек.

     Таким образом, нормативные функции физической культуры влияют на отношение людей к двигательной активности, стимулируют и упорядочивают физическую культуру на использование в интересах личности и общества.

    Информационные функции физической культуры. В процессе исторического развития физической культуры накапливается и передается из поколения в поколение информация о духовных и материальных ценностях, созданных в области физической культуры. Все эти сведения формируются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания, использование которых в практике физической культуры дает рациональные основы для совершенствования природных качеств человека.

В приобщении человека к ценностям физической культуры большое значение имеют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы и т. п. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это наглядно проявилось в трансляции футбольного матча между сборными командами России и Японии на чемпионате мира в 2002 году. Толпа разъяренных болельщиков недовольная результатами матча начала крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране. В целом же средства массовой информации положительно влияют на приобщение людей к ценностям физической культуры и спорта.

В настоящее время в целях более оперативного и достоверного вещания в стране создан федеральный спортивный канал, который предназначен, прежде всего, для популяризации физической культуры и спорта среди молодежи.

    Воспитательные функции физической культуры. Физическая культура представляет большие возможности не только для физического воспитания, но и для нравственного, эстетического, патриотического, трудового и других видов воспитания. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного формирования духовных черт и качеств человека. Существенно однако, что конечный эффект в достижении воспитательных целей зависит не только от специфических свойств физической культуры, сколько от социальной направленности всей системы воспитания. В то же время воспитательные возможности физической культуры реализуются не сами по себе, а благодаря деятельности воспитателей.

     Рассмотренные функции физической культуры представляют большую ценность для общества и личности. В обществе основной целью является подготовка всесторонне и гармонически развитой личности, готовой к трудовой и другим необходимым видам деятельности. Достижению поставленной цели и решению вытекающих из нее задач, в значительной степени способствует и физическая культура, как многогранное общественное явление.

 


Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта входит в республиканский компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

   Цель – формирование физической культуры личности на основе оптимизации физического развития, всестороннего совершенствования физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, а также обеспечение на этой основе подготовленности учащейся молодежи к плодотворной трудовой деятельности.

     Задачи:

      – понимание социальной роли физической культуры в развитии личности, обеспечении качества жизни и подготовке ее к профессиональной деятельности;

      – знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

      – формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

      – овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в существующих оздоровительных технологиях и системах физического воспитания;

      – обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

      – приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

    Предмет учебной дисциплины представлен теоретическими знаниями о социальной сущности физической культуры и ее влиянии на саморазвитие, самовоспитание и самообразование студента, практическими умениями и навыками в различных аспектах физического совершенствования и самостоятельной физической тренировки.

     На физическую культуру по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования предусмотрено 408 учебных часов в обязательном базовом курсе на весь период обучения по очной форме.

     Обязательный минимум изучения дисциплины «Физическая культура» определяется требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает следующие основные положения:

     – физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.– основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

     – общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

     – спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

      – профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

     В высших учебных заведениях «физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Гуманитарная направленность физической культуры является основным принципиальным положением Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте в ДНР».

    Образовательные и развивающие функции дисциплины «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

     Реализуя свои образовательные функции «физическая культура» тесно взаимосвязана с другими учебными дисциплинами: философией, психологией, историей, социологией, экономикой, менеджментом и некоторыми другими.

    Учебная дисциплина «Физическая культура» в образовательном процессе университета интегрирует тематику теоретического, практического и контрольного раздела.

     Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

    Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности в учебно-тренировочном процессе, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности.

    Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

    Практико-деятельностный компонент предполагает активную, целесообразную и творческую деятельность студента по использованию средств физической культуры в своем образе жизни.

     Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны – содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

     Таким образом, самооценка – это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

    Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

    Потребности тесно связаны с эмоциями – переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

    Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение – отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

     Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

    - физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

    - дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

    - спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

   - игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

    В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – познакомиться с ним.

     В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

Ø с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

Ø с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

Ø с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение – это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции – важнейший компонент ценностных ориентациий, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем, что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи.

К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее социальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

     - преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

      - интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

     - проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

     - ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

    - коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

    - социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Выводы

Студент обязан знать:

    – о системе физической культуры и спорта в республике;

    – организации и проведении спортивных соревнований и основных правилах в некоторых видах спорта;

   – организации спортивных праздников (вечеров) в вузе с использованием средств физической культуры;

    – о роли и значении средств массовой информации (рекламы) в развитии физической культуры, спорта и туризма.

знать:

     – роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

     – научно-практические и теоретические основы физической культуры и здорового образа жизни;

     – основные понятия системы физического воспитания;

     – перечень программных упражнений;

     – с основами научно-исследовательской работы, подготовкой и написанием научных материалов по физической культуре и спорту.

уметь:

    – выполнять программные упражнения и нормативы по физической культуре;

    – использовать систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

     – применять в практической деятельности все формы и средства физической культуры в целях организации активного досуга;

     – проводить самостоятельную физическую тренировку и использовать методы самоконтроля за своим физическим состоянием.

приобрести навыки:

      – в методике самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

     – методах оценки и коррекции осанки и телосложения;

     – методах самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функционального состояния;

    – методике проведения учебно-тренировочного занятия;

    – методике индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств.

 

 

Вопросы к лекции на тему:

«Физическая культура в профессиональной подготовке студентов».

1. Термин - физическая культура и её задачи.

2. Что такое реабилитация в спорте.

3. Назовите функции физической культуры.

4. Что Вы для себя уяснили в прочитанной лекции.

5. Какой вывод Вы для себя сделали из прочитанного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: