Ложь никому на свете не поможет

Грядущий день меня еще тревожит,

Прошедшее – под ложечкой сосет.

Раскаяние, как мороз по коже,

Судьбы и долга предъявляет счет.

Ложь никому на свете не поможет

И никого на свете не спасет. (М.А. Дудин)

Однако в это время были художники, которые искали совершенно другой путь к народу, совсем иначе включались в духовное воспитание народа. Философия патриотизма зазвучала в произведениях Константина Георгиевича Паустовского и Леонида Максимовича Леонова. В 40-50-е годы 20 века К.Г. Паустовский обрел значение ключевой фигуры литературного процесса, связывающей классический период русской прозы и современность. В творчестве обоих прозаиков выразилась система взглядов на устойчивые черты русского характера, на взаимосвязь прошлого и настоящего, на роль самой природы России в формировании человеческой души. В 1953 г. вышел роман Л. Леонова «Русский лес», где и звучит философия патриотизма.

 В середине 50-х годов 20 века в жизни нашей страны начался новый этап, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго - немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Это период «оттепели ».

  Название «оттепель» этот период 1953-1964 годов получил с легкой руки Ильи Григорьевича Эренбурга, опубликовавшего в 1954 г. повесть с одноименным названием.

обытия в стране повлияли на развитие литературного процесса, которые  стали знаками «оттепели»? С мерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения.)

25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев выступил с секретным докладом, наметившим курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. За этим последовало ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова (публикация романа «Мастер и Маргарита» в 1966 г.), М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака и др.)

   Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Это роман Владимира Дмитриевича Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), повесть Владимира Федоровича Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1953) и роман «Тугой угол» (1956), рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1957) и многие другие произведения.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А. Твардовскому (1910-1971) утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», который стал платформой для сторонников «оттепели»; открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы («Юность», «Нева», «Наш современник», «Москва», «Дружба народов»), зарождались новые литературные направления.

  В период «оттепели» заявил о себе так называемый «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Целое художественное течение, оформившееся на рубеже 50-60-х годов, стали называть «лейтенантской прозой». Одно за другим вышли произведения Юрия Васильевича Бондарева («Батальоны просят огня» 1957, «Последние залпы» 1959, «Горячий снег» 1970), Виктора Петровича Астафьева («Звездопад»), Константина Дмитриевича Воробьева («Убиты под Москвой» 1961), Василя Быкова («Третья ракета» 1962, «Сотников» 1970) и др.

В.Астафьев – один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. Он писал: « Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа … «окопной», высказывания наши – «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле…». Говорить правду о войне было нравственным долгом писателей-фронтовиков.

Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие» 1969), Вячеслав Леонидович Кондратьев («Сашка» 1979 – одна из самых читаемых книг о войне). 

Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Лирика стала выразителем времени, откликнулась на события и перемены, дала им эмоциональную оценку. Открытие памятника Маяковскому в Москве в 1958 году превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко, Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Однако идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь обновить, отмыть, вернуться к их изначальной чистоте. Их поэзия была рассчитана на большую аудиторию, отличалась призывностью. Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда совести, новизны, надежд, которыми была пропитана поэзия.

Е.А. Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году отстранением от власти Н.С. Хрущева. В таких его стихотворениях, как «Граждане, послушайте меня …», «Наследники Сталина». «Хотят ли русские войны», «Памяти Ахматовой» звучали типичные «антикультовские» мотивы.

Можно отметить патетический пафос и риторику Р. Рождественского «Я, ты, он, она, Вместе – целая страна», его призывы к ответственности за свое дело:

  Ситуация ошарашивает.

  И уже невозможно молчать!

  Надо нам научиться спрашивать.

  А тем более – отвечать!

Секрет популярности поэтов- «шестидесятников в чувстве уважения к поэзии, внимании к ней. Поэтам -«шестидесятникам» удалось обрести успех в силу того, что они учили, просвещали своих читателей, помогали разобраться с эпохой.

 К середине 60-х годов надежды на обновление угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для «шестидесятников». Громкая поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады.

Во второй половине 60-х годов в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» и в связи с кризисом оттепели возникает «тихая» лирика. Этой тенденции придерживались Николай Михайлович Рубцов (книга «Звезда полей» 1967), Анатолий Константинович Передреев (книга «Равнина» 1971), Юрий Поликарпович Кузнецов и др. Публицистичности  «шестидесятников» они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении – идею возвращения к истокам народной культуры, традиции Маяковского – традицию Есенина.

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они.

Иных времен татары и монголы… ( Н.Рубцов. «Видение» 1962 г.)

Особое место в русской литературе в период «оттепели» заняло творчество Александра Исаевича Солженицына. Разговору о его произведениях будут посвящены отдельные уроки, но тем не менее несколько важных слов о нем следует сказать. Солженицын стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича» («Щ-854 (Один день одного зэка)», напечатанном в журнале «Новый мир». Публикация произведения Солженицына воспринималась как событие не только литературное, но и общественное. В 1970 г. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

Всё, что писал Солженицын, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. С образом Ивана Денисовича в литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла очень уж немалая часть общества.

Рассказ «Матренин двор» (1964) рисует образ праведницы, раскрывает душевную красоту Матрены. Солженицын видел свое назначение в проповедовании истины, духовности.

 Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в русской литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и читательской среде. Они сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы 20 века.

В «оттепельное» время на устах у всех было имя В алентина Владимировича Овечкина. Признание ему принесла книга из трех очерков о жизни деревни «Районные будни» ( 1952-1956 ), после чего Овечкина стали именовать писателем- «деревенщиком».

Деревня привлекала писателя русскими характерами, проблемами деревни. В. Овечкин показал будни, трудности, которые испытывала деревня. Благодаря этому писателю получил развитие жанр публицистического очерка, открылось новое дыхание в реалистическом направлении.

В русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Василий Иванович Белов ( повесть «Привычное дело» 1966 г., в которой показана глубина и цельность нравственного мира человека от земли), Фёдор Александрович Абрамов

  ( повесть «Деревянные кони» 1969 г., в которой рисуется образ русской крестьянки Василисы Милентьевны. настоящей русской женщины), Василий Макарович Шукшин ( сб. «Сельские жители» 1963 г.), Борис Андреевич Можаев (роман о событиях коллективизации «Мужики и бабы» 1976-1986), Валентин Григорьевич Распутин, Виктор Петрович Астафьев, Юрий Павлович Казаков и др.

Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Сами писатели были, в основном,  выходцами из деревни, поэтому в центре их внимания была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов). «Деревенская проза» оказала огромное влияние на всю русскую литературу. Писатели – «деревенщики» дали картину жизни русского крестьянства в 20 веке, продолжили традицию раскрытия русского характера. «Деревенская проза» отразила основные события, повлиявшие на судьбу крестьянства: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод (Великим переломом называли насильственную коллективизацию), колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить государственную идеологию.

В конце 60-х-70-х годах 20 века определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую  противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской культуры и истории противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то «городскую» прозу интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем и его проблемы. Конфликт не связывается с оппозицией деревня-город, а переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.

Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.

  Показателем наивысших достижений «городской» прозы, ее движения идей и форм, ломки привычных форм повествования стали так называемые семейно-бытовые повести Юрия Валентиновича Трифонова на московском материале: «Обмен» 1969, «Предварительные итоги» 1970, «Долгое прощание» 1971; его роман «Дом на набережной» 1976. Ю.В. Трифонова в советское время попрекали, что он пишет «не про то», что произведения его сплошь мрачные, что он полностью погружен в быт.

«Городскую» прозу представляли Юрий Осипович Домбровский (повесть «Хранитель древностей» 1964), Владимир Семенович Маканин (повести «Предтеча» 1982, «Где сходилось небо с холмами» 1984), Андрей Георгиевич Битов (роман «Пушкинский дом»)

В 60-80 е годы 20 века появились произведения, сообщавшие новые сведения «о царях и графах». Это романы Валентина Саввича Пикуля («Пером и шпагой» 1972, «Битва железных канцлеров» 1977, «У последней черты» 1979, «Фаворит» 1984), Дмитрия Балашова («Господин Великий Новгород» 1967, «Бремя власти» 1981, «Марфа-посадница»)  В. Пикуль предпринял грандиозную попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей. Иной уровень в осмыслении истории, в поисках философии надежды был достигнут в романах Д. Балашова. Балашов воссоздал путь истории, «собирание Руси», междоусобные войны в ритмах народной устной речи, используя лексику древнерусского языка.

Особое место в русской литературе 60-80-х годов 20 века занимала научно-фантастическая проза. Образцами ее были романы И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957, «Лезвие бритвы» 1962, «Час быка» 1968) и братьев Стругацких, Аркадия Натановича и Бориса Натановича («Трудно быть богом» 1964, «Гадкие лебеди» 1967, «Жук в муравейнике» 1979 и др.).

Общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня, которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого.

Такие песни можно исполнять в неформальной обстановке. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

 

VII. Домашнее задание.       

Прочитать материал лекции, просмотреть видеоматериалы  и написать небольшое эссе на тему «Общая характеристика русской литературы послевоенных лет и периода 60-80-х годов 20 века».

 Знать основные понятия 

-«лейтенантская проза»

-«деревенская проза»

-«городская проза»

-«громкая» лирика

-«тихая» лирика

-лирическая повесть

-роман-эссе

-публицистический очерк

-историческая хроника

-авторская песня

-научная фантастика

Литература

1.  Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2018

2. Интернет: 72 Культура в 1950-1980-х гг.youtube.comУниверситет СИНЕРГИЯ20 февраля 2013

 

3. Особенности литературы 50 80 гг youtube.com16 апреля 2019

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: