Пояснительная записка
Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.
Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе, в особенности ансамблевого коллектива. Ведь пение в ансамбле предполагает слаженность и единовременность всех составляющих элементов работы голосового аппарата (дыхания, звукообразования, дикции и артикуляции.) Проблема вокального произношения слов, пожалуй, самая серьезная из всех проблем. Каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой кропотливой работы и над вокалом, и над дикцией.
|
|
ЦЕЛЬ:
Формирование и совершенствование навыков певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению вокального исполнительства и развития речи.
ЗАДАЧИ:
- укрепление артикуляционного аппарата;
- снятие психологических зажимов.
- развитие произвольного внимания.
- формирование навыков коллективного творчества.
Оборудование:
Музыкальный инструмент(пианино),музыкальная аппаратура: ПК, колонки, наушники. Методический материал по теме мастер - класса.
- Здравствуйте дорогие ребята! Сегодняшний мастер- класс мы посвятим нашей дикции и артикуляции в вокале! Что же мы понимаем под терминами дикция и артикуляция?
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком голоса, к нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.
«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал Карузо.
Главное для любого исполнителя – умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и текст становится невнятным. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот. Она может быть причиной перенапряжения языка, а он – главный артикулятор гласных. Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.
|
|
Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие специальные упражнения:
Упражнение 1
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между
зубами не будет промежуток в 2 пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа, Яяяяяяя, Ооооооо – расстояние в 2 пальца, Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец, Иииииии – рот слегка прикрыт.
3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.
Упражнения для развития мышц языка
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости отработать следующие движения:
1. Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх, вниз;
2. Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;
3. Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри. Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д;
4. Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки не надувая);
5. Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г.
Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат, повторять их нужно до момента легкой усталости.
Упражнения для развития подвижности губ
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З - растянуть губы в улыбке.
Упражнения:
1. Сначала растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов, затем вытянуть губы трубочкой.(Чередовать эти упражнения).
2. Более сложные упражнения:
• ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА
• РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
• ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат, постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.
Скороговорки и вокальные распевки
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки,. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.
Примеры:
• От топота копыт пыль по полю летит;
|
|
• На дворе трава, на траве дрова:
раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;
• Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
• Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет;
• Кто хочет выговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно и т.д.
Так же полезно соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием:
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа (пропевать на одном звуке);
Акцентировать внимание на том, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы.
Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.
Таким образом, подытоживая наш мастер - класс, хотелось заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в плане художественной выразительности, передаче характера и эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).
Все эти умения и навыки, приобретённые в вокально- ансамблевой работе, позволят вам исполнять различные музыкальных произведений на профессиональном уровне. Спасибо за внимание!