Скороговорки и вокальные распевки

Пояснительная записка

    Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

    Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе, в особенности ансамблевого коллектива. Ведь пение в ансамбле предполагает слаженность и единовременность всех составляющих элементов работы голосового аппарата (дыхания, звукообразования, дикции и артикуляции.) Проблема вокального произношения слов, пожалуй, самая серьезная из всех проблем. Каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой кропотливой работы и над вокалом, и над дикцией.

ЦЕЛЬ:

Формирование и совершенствование навыков певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению вокального исполнительства и развития речи.

ЗАДАЧИ:

- укрепление артикуляционного аппарата;

- снятие психологических зажимов.

- развитие произвольного внимания.

- формирование навыков коллективного творчества.

 

Оборудование:

Музыкальный инструмент(пианино),музыкальная аппаратура: ПК, колонки, наушники. Методический материал по теме мастер - класса.

 

 

- Здравствуйте дорогие ребята! Сегодняшний мастер- класс мы посвятим нашей дикции и артикуляции в вокале! Что же мы понимаем под терминами дикция и артикуляция?

    Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

    Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком голоса, к нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

«Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», - писал Карузо.

    Главное для любого исполнителя – умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и текст становится невнятным. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот. Она может быть причиной перенапряжения языка, а он – главный артикулятор гласных. Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.

    Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие специальные упражнения:

 

Упражнение 1

    1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между

    зубами не будет промежуток в 2 пальца.

    2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:

    Ааааааа, Яяяяяяя, Ооооооо – расстояние в 2 пальца, Ёёёёёёёё – расстояние в     1 палец, Иииииии – рот слегка прикрыт.

    3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.

Упражнения для развития мышц языка

    Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости отработать следующие движения:

1. Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх, вниз;

2. Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;

3. Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри. Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д;

4. Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки не надувая);

5. Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г.

    Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат, повторять их нужно до момента легкой усталости.

Упражнения для развития подвижности губ

    Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.

    При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З - растянуть губы в улыбке.

Упражнения:

1. Сначала растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов, затем вытянуть губы трубочкой.(Чередовать эти упражнения).

2. Более сложные упражнения:

• ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

• РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

• ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

    При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат, постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.

Скороговорки и вокальные распевки

    Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки,. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.

Примеры:

• От топота копыт пыль по полю летит;

• На дворе трава, на траве дрова:

 раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;

• Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;

• Карл у Клары украл кораллы,

    Клара у Карла украла кларнет;

 

 

• Кто хочет выговаривать,

    Тот должен выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать

    И будем выговаривать

    Так правильно и внятно

    Чтоб было всем понятно и т.д.

    Так же полезно соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием:

• Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа (пропевать на одном звуке);

    Акцентировать внимание на том, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы.

    Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.

    Таким образом, подытоживая наш мастер - класс, хотелось заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в плане художественной выразительности, передаче характера и эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).

    Все эти умения и навыки, приобретённые в вокально- ансамблевой работе, позволят вам исполнять различные музыкальных произведений на профессиональном уровне. Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: