Проблема: снег, падающий зимой на автостоянку, затрудняет передвижение автомобилей и пешеходов

Адаптация: Понятие "инертный" означает - не реагирующий. Следует сделать снег не реагирующим с крышей, например, исключить или значительно ослабить силу притяжения или удельный вес снега. Это возможно, если превратить его в пар.

Решение: При подлете снега к крыше следует превратить его в пар путем нагревания тепловыми или СВЧ установками.

Пример 1. Для предотвращения взрыва при ремонтной сварке резервуаров с остатками нефтепродуктов предложено неочищенные емкости заполнять дымом и кусками сухого льда.

Пример 2. Изобретен способ консервирования, при котором сок замораживают и сушат под вакуумом.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1) Приведите пример, где используется принцип применения инертной среды.

2) Чем отличается способ предотвращения загорания хлопка в хранилище, что делают с целью повышения надежности хранения хлопка?

 

3. 40 Принцип композиционных материалов

 

 

Перейти от однородных материалов к композиционным.

Пример. Легкие прочные тугоплавкие изделия выполнены на основе алюминия и упрочнены множеством покрытых танталом волокон углерода. Такие изделия характеризуются высоким модулем упругости и используются в качестве материалов для конструирования кораблей воздушного и морского флотов.

Композиционные материалы - составные материалы, которые обладают свойствами, не присущими их частям. Например, пористые материалы, о которых шла речь в приеме № 31, представляют собой композицию из твердого вещества и воздуха; ни твердое вещество, ни воздух порознь не обладают теми свойствами, которые есть у пористых веществ.

Композиционные материалы изобретены природой и широко ею используются. Так, древесина представляет собой композицию целлюлозы с лигнином. Волокна целлюлозы обладают высокой прочностью на разрыв, но легко изгибаются. Лигнин связывает их в единое целое и сообщает материалу жесткость.

Интересный композиционный материал представляет сочетание легкоплавкого вещества (например, сплава Вуда) с волокнами тугоплавкого материала (например, стали). Такой материал легко плавиться, а застыв, обладает высокой прочностью. Постепенно происходит взаимная диффузия частиц припоя и волокон, в результате чего образуется сплав с высокой температурой плавления.

Другой композиционный материал - взвесь частиц кремния в масле - способен твердеть в электрическом поле.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Приведите пример, где используется принцип применения композиционных материалов.

2. Какие минусы исправляет принцип композиционных материалов?

 

Глава 4 Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина

 

4. 1 Упрощенный алгоритм решения творческих задач

 

Историческая закономерность вытеснения человека в системе производства:

- сначала как источника энергии, приводящего в движение орудие труда;

- затем замена его как источника команд машиной-автоматом;

- и, наконец, замена его как источника случайных решений алгоритмом, аккумулирующим разум многих поколений инженеров.

Основные компоненты «производственного процесса», осуществляемого обученным специалистом:

1) участок заготовки «сырья» – анализ проблемной ситуации, выявляющий имеющиеся и недостающие компоненты, а также дефекты в них – «нежелательные эффекты» и противоречия в терминологии ТРИЗ;

2) участок «проектирования» образа (модели) будущего решения – ИКР (идеальное решение);

3) участок производства решения из компонентов ситуации ресурсов, возможностей, существующих в системе и вокруг нее;

4) участок проверки качества (правильности) полученного решения с помощью законов развития технических систем;

5) участок совершенствования процесса производства решения.

По алгоритму А. В. Подкалитиного как часть «Технологии эффективных решений», необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова конечная цель решения задачи? Какую важную «конечную цель» необходимо выполнить (получить) после решения данной задачи?

2. Каким должен быть идеальный конечный результат цели? Конечная цель выполняется сама собой, без ничего.

3. Какой может быть помеха? В реальности вместо идеального конечного результата происходит... (записать «помеху»), а это недопустимо.

4. Каковы причины помехи? Перечислить как можно больше возможных научно обоснованных причин «помехи».

5. Какими могут быть пути решения?

Записать идеи решения, отвечая на следующие вопросы.

5.1. Как не допустить «причину» помехи?

5.2. Как компенсировать «причину» помехи?

5.3. Как устранить последствия «помехи»?

6. Какова энергетика для решения проблемы?

Список вопросов «Поиск энергии»

6.1. Можно ли использовать ту энергию (силу), которая в данном случае является вредной?

6.2. Есть ли вокруг, поблизости бесплатная энергия (сила) (как-то: сила тяжести, давление атмосферы, сила ветра, потока воды и т. п.)?

6.3. Не простаивает ли где-то двигатель (источник энергии) –оператор, лошадь, трактор?..

6.4. Можно ли уменьшить потери энергии (силы)?

6.5. Можно ли скомпоновать из окружающих элементов простейшую машину для изменения, перераспределения, трансформации энергии (силы)?

6.6. Можно ли собрать из окружающих элементов простейшее устройство для получения энергии (силы)?

6.7. Можно ли скомпоновать из окружающих элементов накопитель энергии (силы), такой как маховик?

6.8. Можно ли получить требуемый результат от действия энергии (силы) по другим, более удобным параметрам (по формуле)?

6.9. Можно ли использовать «удар» для увеличения силы?

6.10. Можно ли применить энергию (силу) как «спусковой крючок» для включения другой, более мощной силы?

6.11. Можно ли преобразовать уже имеющуюся энергию (силу) в другую, более удобную для решения задачи энергию (силу)

(например, электрическую – в тепловую и т. п.)?

6.12. Можно ли разложить имеющуюся энергию (силу) на составляющие части (например, по правилу параллелограмма и т. д.)?

6.13. Можно ли сконцентрировать рассеянную энергию в точку?

6.14. Можно ли подавать энергию небольшими импульсами, добиваясь резонанса?

7. Какие типовые приёмы могут быть использованы?

Если после «шести шагов» решение не найдено, то нужно искать параметр, негативно влияющий на получение приемлемого решения, и выбрать из списка приемов разрешения технических противоречий (РТП) Альтшуллера.

Шаги 8–10 используются для применения приемов разрешения физических противоречий и системных операторов.

 

 

                       Задания для самостоятельного решения

 

1) Очистка подошв обуви. Загрязнённая подошва спец обуви солдатских ботинок – разносит грязь по всему цеху. Если в двери между цехами положить мокрую тряпку и поставить дежурного, который следит, чтобы каждый выходящий из загрязненного помещения тщательно протирал подошвы ботинок, и время от времени промывает эту тряпку, то разнос грязи резко уменьшается. Надо освободить дежурного – установить устройство промывки подошв обуви.

2) Бульдозер. КПД трактора не превышает 15%. Как увеличить производительность бульдозерной лопаты?

3) Пыльное облако извести. В цехе имеется бак для нейтрализации кислых стоков перед сливом их в канализацию. В бак через люк высыпают из вскрытого герметичного мешка негашёную известь, при этом вокруг люка бака возникает вредное облако едкой пыли, распространяющееся по цеху. Оператор должен работать в герметичном костюме и противогазе. Как быть? (Дана техническая система для приготовления раствора щёлочи-извести (СаО), она включает бак (5 м3) с мешалкой для растворов, с кранами подачи воды и кислого стока и краном выдачи нейтрального раствора.)

 

4. 2 Алгоритм Малкина

 

Порядок работы с алгоритмом следующий.

Определите, что может быть сущностью для изменения в функциях, и запишите в шаблон:

- элементы или объекты, с которыми работает система;

- действия, взаимодействия и процессы;

- окружающую среду и соседние системы.

Начните с группы ресурсов. Используйте каждый изобретательский приём в качестве подсказки для генерирования новой идеи и после переходите к следующей группе.

Через 2–3 минуты работы с приёмом запишите идею и переходите к следующему приёму.

Для применения приемов нужно выполнить следующее:

- Прочтите прием и мысленно примените его к своей системе.

Используйте свои профессиональные знания и опыт, чтобы представить, как эта подсказка-прием будет выглядеть в конкретных условиях задачи. Может ли применение этого приема создать новый ресурс?

- Может ли применение приема изменить функционирование?

- Может ли применение приема изменить результат?

- Запишите все возникающие идеи. Если ни одна идея не пришла вам в голову, переходите к следующему приему.

 

 

Задания для самостоятельного решения

 

1) Дверь для кошки. «Я, кошка, гуляю сама по себе», – говорила героиня сказки Киплинга. Обычные кошки делают то же самое. Как технически решить задачу, чтобы в городской квартире кошка могла самостоятельно попадать в квартиру без сторожа? Если сделать легко открывающийся лаз, им смогут воспользоваться и бродячие коты. Что бы вы сделали для своей кошки? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Гвоздь. Деревянную опалубку для бетонных работ из досок скрепляют гвоздями. Чтобы опалубка была прочной, нужно гвозди забивать полностью, заколачивая в доски по шляпки. Потом такую опалубку трудно разбирать – при вытаскивании гвоздей доски портятся. Для облегчения вытаскивания гвозди надо бы забить не до конца. Как быть? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Дорожный светофор. Светофор – это стойка, на которой укреплена коробка с лампами и цветными стеклами. Иногда коробку требуется сместить вверх или вниз, вправо или влево. Посылают бригаду рабочих, они откапывают основание стойки, меняют ее или место ее установки и снова ставят – уходит половина рабочей смены. Как сделать, чтобы место светофора можно было изменить за 10–15 минут? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. 3 Прием для улучшения функции «Ресурсы»

 

Ресурсы – энергия, элементы (вещества) и информация, имеющиеся в системе и её окружении. Найдите и используйте готовые ресурсы. Выявите и используйте скрытые ресурсы. Комбинируйте и используйте производные ресурсы. Используйте приёмы, входящие в эту группу, и запишите все возникающие идеи.

  1. Энергия. Ресурсы энергии (силы) – это энергии, силы, деньги, влияния и т. п. Чтобы улучшить функцию, найдите и используйте готовые и скрытые силовые или энергетические ресурсы элементов системы. Используйте потоки энергии в системе, в частности рассеянной или вредной энергии. Найдите и используйте энергетические ресурсы в окружении.

  2. Элементы. Элементы – это объекты, материалы и вещества, имеющиеся в системе или её окружении. Найдите и используйте готовые и скрытые элементы. Используйте потоки веществ или элементов, в частности, те, что считаются вредными. Найдите и используйте элементы из окружения.

  3. Информация. Информационные ресурсы – это изменения свойств системы, её элементов или окружения. Найдите и используйте готовые и скрытые информационные ресурсы. Используйте потоки и изменения в них, включая вредные выбросы, в качестве источника информации. Вводите легко обнаруживаемые добавки для получения информации.

4. Производные. Производные ресурсы – результат преобразования ресурсов системы и её окружения. Используйте научные знания для преобразования доступных ресурсов в необходимые. Преобразуйте имеющиеся виды энергии (механической, тепловой, химической, электрической и магнитной) или веществ (твердых, жидких, газообразных, плазмы) к виду, необходимому для использования. Для взаимодействия с людьми преобразуйте эмоции (любовь, гнев, страх и т. п.) или представления (позитивные, негативные, нейтральные) в желаемые виды.

5. Концентрация. Интенсифицируйте использование недостающих ресурсов за счет концентрации или аккумулирования. Концентрируйте ресурсы в определенной зоне для лучшего использования. Аккумулируйте ресурсы для последующего использования. Комбинируйте концентрированные и аккумулированные ресурсы.

Пример 1. В 1893 году немецкая полярная экспедиция застряла

во льдах. До открытой воды было 2 км. Ледокол не мог пробить лед.

Использовать взрывчатку опасно. Долбить лёд вручную нереально.

Цель – освободить корабль.

ИКР: само собой, устранить сжатие льда.

Направление: улучшить функцию «разрушение блокирующего льда».

Выбраны приемы:

 - «ресурсы»: использовать ресурсы окружающей среды;

 - «энергия»: использовать солнечную энергию и растопить лед;

 - «концентрация»: сконцентрировать солнечный свет;

 - «элементы»: использовать сажу из топки для покраски льда.

Концепция. Сажа и зола из топок были рассыпаны дорожкой, и

солнце растопило лед.

Пример 2. Все электрические трансформаторы должны иметь индикатор включения.

Цель – снизить себестоимость трансформатора.

ИКР: сама собой система показывает, что она включена.

Выбраны приемы:

-«направление»: улучшить функцию «индицировать напряжение»;

-«информация»: использовать свойства системы для индикации напряжения;

-«энергия»: использовать энергию, рассеиваемую трансформатором;

-«производные»: использовать люминесценцию как индикатор напряжения.

Концепция. Использовать магнитное поле трансформатора

для индикации. Например, магнитооптические вещества светятся в

переменном магнитном поле.

 

 

Задания для самостоятельного решения

 

(определите: цель, ИКР, направление, приемы, концепцию)

1. В обычном фонаре используются батарейки, которые имеют большой вес, содержат опасные химикаты и требуют регулярной замены.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Как автоматизировать процесс шелушения семян подсолнечника? Мы должны создать силы разрушения и отделения оболочек от семян.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. 4 Прием для улучшения функции «Время»

 

    Временные ресурсы – это интервалы «до», «во время» (паузы) и «после» выполнения функции. Используйте временные ресурсы. Измените процессы для получения временных ресурсов (например, переход от постоянного действия к периодическому).

   1. Заранее. Выполните что-то заранее полностью или частично. Расположите элементы системы или процесса заранее так, чтобы они вступили во взаимодействие без затрат времени. Заранее выполните требуемые действия полностью или частично. Заранее подготовьте систему и ее окружение к взаимодействию.

   2. После. Выполните что-то после основного действия. Введите

нужные элементы позже. Выполните часть действий после основного

процесса. Часть действий выполнят окружение или пользователь.

   3. Паузы. Используйте или создавайте паузы в процессе для взаимодействия с элементами и объектами; улучшения процессов, действий и взаимодействий; взаимодействия с окружением.

   4. Ускорить. Ускорьте процессы, действия и взаимодействия, чтобы проскочить через рискованные и опасные фазы процесса; создайте дополнительные временные ресурсы; получите положительное воздействие на окружение, с которой работает система.

  5. Растянуть. Растяните процессы, действия и взаимодействия, чтобы увеличить положительное воздействие на элементы, объекты и среду, используя дополнительное время; снизьте негативный эффект путем распределения его на более длинный период времени.

Пример 1. Печатная реклама малоэффективна, так как люди

не утруждают себя её чтением.

Цель – привлечь внимание людей к прочтению рекламы.

ИКР: люди сами читают рекламу.

Направление: улучшить функцию «чтение рекламы».

Выбраны приемы:

- «время»: использовать время ожидания (паузы) людей в каком-то процессе;

- «объединение»: объединить заправку с показом рекламы.

Концепция. Использовать экраны заправочных аппаратов как рекламные щиты – в процессе заправки автомобиля клиенты читают рекламу. Эта реклама может демонстрироваться до, во время и после подачи топлива.

Пример 2. Туристический бизнес включает в себя не только осмотр достопримечательностей, но и продажу сувениров.

Цель – увеличить объем продаж сувениров.

Туристы сами рассматривают сувениры.

Направление: улучшить функцию «восприятие сувениров».

Выбраны приемы:

- «после»: в конце тура туристы выходят через сувенирный магазин;

- «локализация»: расположить сувенирный магазин у выхода.

Концепция. Использовать благоприятное впечатление от тура для продажи сувениров.

 

Задания для самостоятельного решения

 

(определите: цель, ИКР, направление, приемы, концепцию)

 

1) Для длительного хранения скоропортящиеся продукты замораживаются, но некоторые из них портятся в процессе

замораживания из-за длительности процесса.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2) Для того чтобы банки могли заработать деньги, они должны давать деньги клиентам. Но клиенты не хотят брать большую сумму, потому что ее трудно погасить.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3)  Дети не хотят принимать лекарства, потому что они невкусные.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. 5 Прием для улучшения функции «Пространство»

 

Ресурсы пространства – это доступное и незанятое пространство в системе и её окружении. Найдите и используйте доступные ресурсы пространства. Перераспределите или измените элементы для создания свободного пространства.

1. Другое измерение. Используйте дополнительные измерения как ресурсы пространства. Примените многоэтажную компоновкувместо плоской, расположите элементы бок о бок или под углом, используйте обратные и противоположные поверхности. Преобразуйте процесс, действие или взаимодействия из точки в линию, в поверхность, в объем. Найдите и используйте дополнительные изменения в среде внутри и вокруг системы.

2. Асимметрия. Используйте переход к асимметрии как ресурс. Преобразуйте элементы или их расположение асимметрично, изменяя их форму или структуру. Введите асимметрию в процессы, действия и взаимодействия. Преобразуйте взаимодействия системы и её среды в асимметричные отношения.

3. Матрёшка. Разместите одни сущности внутри других. Разместите один объект внутри другого, используя существующие полости или создав дополнительное пространство. Выполняйте один процесс, действие или взаимодействие внутри другого. Преобразуйте окружение системы в «матрешку».

4. Вынесение. Вынесите часть сущностей за пределы системы. Расположите элементы системы или ее части снаружи. Выполняйте процесс, действие или взаимодействие за пределами системы. Измените окружение системы для возможности вынесения элементов или функций.

5. Локализация. Разместите сущности в месте, удобном для воздействия. Расположите элемент или часть системы в определенном месте. Локализуйте выполнение процесса, действия или взаимодействия в определенном месте. Измените или замените окружение системы в определенном месте.

5 Растянуть. Растяните процессы, действия и взаимодействия,

чтобы увеличить положительное воздействие на элементы, объекты и

среду, используя дополнительное время; снизьте негативный эффект

путем распределения его на более длинный период времени.В гоночных мотоциклах каждый грамм веса критичен. Размеры и вес бензобака определяются объемом топлива.

Цель – минимизировать вес мотоцикла.

ИКР: вес мотоцикла сам собой уменьшился.

Направление: улучшить функцию «хранение топлива».

Выбраны приемы:

- «элементы»: использовать трубки конструкции;

- «пространство»: использовать место внутри элементов мотоцикла.

Концепция: использовать раму мотоцикла в качестве бензобака.

Пример 2. Родители испытывают трудности при переноске маленьких детей. Коляска не всегда лучшее решение, особенно на

лестницах.

Цель – переносить маленьких детей, но иметь свободные руки.

ИКР: при переносе ребенка руки остаются свободными.

Направление: улучшить функцию «переносить детей».

Выбраны приемы:

- «пространство»: использовать место на спине;

- «согласование»: форма сумки должна быть удобной для ребенка.

Концепция: сделать рюкзак для переноски детей.

Пример 3. Гаражи заполняются вещами, которые надо хранить.

Цель – увеличить объем для хранения вещей.

ИКР: вещи хранятся в большом количестве и не мешают.

Направление: улучшить функцию «пространство хранения».

Выбраны приемы:

- «другое измерение»: использовать многоэтажную компоновку;

- «элементы»: использовать потолочные балки.

Концепция: сделать полки под потолком гаража.

 

Задания для самостоятельного решения

 

(определите: цель, ИКР, направление, приемы, концепцию)

 

1. Газообразные продукты хранятся в специальных контейнерах высокого давления, но эти контейнеры занимают место и требуют регуляторов для поддержания постоянного давления.

Цель – _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- «другое изменение»: _________________________________________

- «производные»: _____________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Крепления электромотора должны выдерживать максимальную силу реакции, необходимую для полного использования мощности машины, но их нужно делать минимальными для уменьшения веса и стоимости двигателя.

Цель –_____________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _______________________________________________

Выбраны приемы:

- «асимметрия»: ______________________________________________

- «согласование»: _____________________________________________

Концепция: ___________________________________________________

 

4.6 Прием для улучшения функции «Структура»

 

Структура – это порядок системных элементов, связей и взаимодействий. Измените структуру системы. Реорганизуйте существующие элементы, связи и взаимодействия в системе. Добавьте, удалите или измените элементы, связи или взаимодействия в системе. Измените взаимодействие системы и её элементов с окружением.

1 Исключение. Исключите что-либо из системы. Удалите элемент или часть системы, передав функцию оставшимся элементам системы или её окружению. Уберите процесс, действие или взаимодействие (полностью или частично). Исключите или нейтрализуйте среду, или некоторые её свойства.

2 Дробление. Разделите что-либо на части (правило «2 > 1»).

Разделите систему или её элементы на части. Разделите процессы, действия и взаимодействия на части. Разделите окружение на части.

3 Объединение. Интегрируйте что-либо в систему для получения синергетического эффекта (правило «1 + 1 > 2»). Объедините два элемента или более в систему. Совместите процессы, действия и взаимодействия (полностью или частично). Совместите различные среды или интегрируйте дополнительные свойства в существующую среду.

4 Посредник. Используйте что-либо в качестве посредника.

Вставьте буфер или разделитель в систему. Добавьте промежуточное действие в процесс. Используйте окружение системы как буфер.

5 Копия. Используйте модель или копию. Замените систему или её элементы моделями или копиями. Моделируйте процессы, действия и взаимодействия. Симулируйте условия среды.

Пример 1. Часто бывает трудно определить, болен ли малыш и есть ли у него температура, особенно когда он спит. Лучший способ выяснить это – использовать термометр, но он может потревожить малыша.

Цель – измерить температуру ребенка, не беспокоя его.

ИКР: при измерении температуры ребенок остается спокоен.

Направление: улучшить функцию «измерять температуру».

Выбраны приемы:

 «элементы»: использовать соску-пустышку;

 «объединение»: встроить термометр в другой элемент, который комфортен для ребенка.

Концепция. Использовать соску-пустышку со встроенным в неё

термометром.

Пример 2. На птицефабриках яйца скатываются в лотки, а затем работники их проверяют, штампуют даты и упаковывают в картонные коробки. Датирование яиц отнимает много времени, так как нужно сделать печать даты на каждое яйцо.

Цель – уменьшить трудозатраты.

ИКР: штамповка яиц происходит сама собой.

Направление: улучшить функцию «датирование яиц».

Выбраны приемы:

 «исключение»: исключить одно из действий вместе с инструментом, объединив его с другим на этапе проверки каждого яйца;

 «элементы»: использовать перчатки для печати даты на яйцах.

Концепция. Штемпели размещаются на пальцах перчаток рабочих. Поэтому яйца датируются во время упаковки.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Многие компании вынуждены поддерживать большие запасы сырья и материалов, чтобы вовремя обеспечивать производство. Эти запасы дороги и связывают денежные средства. Определите цель, ИКР, приемы и концепции.

 

4.7 Прием для улучшения функции «Условия»

 

Условия – это качественные характеристики системы. Измените системные условия.

1. Частично. Выполняйте функцию частично, а не полностью (правило «20/80»). Используйте незаконченные элементы или структуры для того, чтоб закончить их в другое время и в другом месте. Выполняйте процессы или действия частично, 20% обеспечивают 80% результата. Перейдите к частичному взаимодействию системы с окружающей средой.

2. Избыток. Создайте излишек, а затем удалите ненужное. Создайте численность более 100% (или превзойдите другие параметры) и затем удалите лишнее. Перевыполняйте процессы, действия и взаимодействия и затем корректируйте их. Завысьте уровень взаимодействия с окружением, затем нейтрализуйте лишнее.

3. Согласование. Согласуйте функции, структуры и параметры системы. Согласуйте элементы, связи или взаимодействия в системе (формы, структуры, свойства и т. д.). Синхронизируйте процессы, действия и взаимодействия во времени (например, резонанс) и согласуйте в пространстве. Согласуйте системные взаимодействия со окружением, изменяя их свойства (инертная или активная среда).

4. Динамичность. Сделайте систему или её окружение подстраиваемой или изменяемой. Увеличьте гибкость элементов или связей в системе, сделайте их подвижными. Превратите процедуры, процессы, действия и взаимодействия в изменяемые. Перейдите в окружение с настраиваемыми свойствами.

5. Управляемость. Увеличьте управляемость системы. Введите управляемые элементы в систему, небольшие добавки или элементы для обеспечения контроля. Введите обратную связь в процессах, действиях и взаимодействиях. Контролируйте внешние условия и системные взаимодействия с помощью среды.

Пример 1. Пылесос плохо удаляет пыль из узких щелей. Узкие места недоступны для обычных насадок.

Цель – увеличить эффективность пылесоса.

ИКР: пылесос удаляет пыль даже в сложнодоступных местах.

Направление: улучшить функцию «удаление пыли».

Выбраны приемы:

- «динамичность»: сделать пыль более подвижной;

- «инверсия»: использовать давление воздуха вместо вакуума.

Концепция. Поток воздуха из выпускного отверстия направить в насадку так, чтобы он поднимал пыль с поверхности или из щелей, а насадка засасывала пыль в пылесос.

Пример 2. При окраске баллонов высокого давления краска наносится медленно, чтобы избежать потеков и неровности покрытия.

Цель – ускорить процесс качественной окраски баллонов.

ИКР: краска сама ложится ровно.

Направление: улучшить функцию «нанесение краски».

Выбраны приемы:

- «избыточно»: дать избыток краски и убрать лишнюю;

- «производные»: использовать центробежные силы для удаления излишка краски.

Концепция. Макнуть баллон в краску, а излишек краски убрать за счет центробежных сил быстрым вращением баллона.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Заполните пропуски.

Керамическую плитку разрезают при помощи алмазной пилы. Этот процесс довольно дорог и даёт много пыли.

Цель - _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- _________________________________________________________________

- _________________________________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Заполните пропуски.

Мебель имеет большой объем и занимает много

места для хранения при складировании и транспортировке, также

есть сложность при переноске от транспорта до потребителей.

Цель - _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- ____________________________________________________________

- ____________________________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Заполните пропуски.

Рекламные кампании с предложением различных призов часто бывают неэффективными, так как направлены на неверно выбранную целевую аудиторию.

Цель - _______________________________________________________

ИКР: ________________________________________________________

Направление: _________________________________________________

Выбраны приемы:

- _________________________________________________________________

- _________________________________________________________________

Концепция: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

          

       4.8 Прием для улучшения функции «Параметры»

 

     Параметры – это количественные характеристики системы.

Измените системные параметры. Комбинируйте изменения пара-

метров и условий.

     1 Вакцинация. Сделайте систему нечувствительной к нежелательным изменениям. Вставьте нейтрализующие добавки в систему или совершите предварительные изменения, обратные нежелательным. Выполните предварительные процессы, действия и взаимодействия для предотвращения или компенсации нежелательных изменений. Измените или замените окружение для того, чтобы сделать систему неуязвимой для нежелательных изменений.

     2 Изоляция. Изолируйте систему от нежелательных воздействий. Добавьте изолирующие или обновляемые (самовосстанавливающиеся) элементы в систему для отражения нежелательных воздействий. Выполняйте процессы и действия для изоляции системы от нежелательных воздействий. Измените или замените окружение, или его части для изолирования системы.

     3  Противодействие. Противодействуйте нежелательным изменениям в системе. Модифицируйте элементы в системе или вставьте активные новые элементы для противодействия нежелательным изменениям. Выполните процессы и действия для противодействия нежелательным изменениям. Измените или замените среду для активного противодействия нежелательным изменениям.

    4  Одноразовость. Используйте что-либо одноразовое вместо дорогого и постоянного. Замените постоянную систему или её элементы набором недорогих элементов. Вместо постоянных процедур, процессов, действий и взаимодействий выполняйте их один раз, но только при необходимости. Замените постоянное окружение среды на набор временных, появляющихся только при необходимости.

    5   Инверсия. Делайте что-либо наоборот. Обратите вред в пользу. Замените свойства и параметры системы или её элементов на противоположные. Замените процессы, действия и взаимодействия на противоположные или проведите их в обратном порядке; замените внутреннюю активность на внешнюю или наоборот. Замените свойства окружения системы на противоположные.

   Пример 1. Мясо не может храниться долго без охлаждения. Тем не менее в отдаленных районах холодильники могут отсутствовать, но мясо не должно портиться.

   Цель – сохранить мясо без использования холодильника.

   ИКР: мясо хранится долго даже без его охлаждения.

  Направление: улучшить функцию «хранение мяса».

  Выбраны приемы:

  - «элементы»: добавить в мясо соль и перец;

  - «вакцинация»: сделать мясо устойчивым к порче;

  - «энергия»: использовать солнечный свет для сушки мяса.

  Концепция. Сделать мясо устойчивым к порче путем его сушки на солнце с добавками, убивающими бактерии. Таким образом мясо сохраняется долгое время.

  Пример 2. Входные двери в супермаркетах должны быть открыты для входа и выхода покупателей. Но это приводит к большому воздухообмену с улицей и, соответственно, к увеличению расходов на поддержание комфортной температуры.

  Цель – уменьшить затраты энергии.

  ИКР: открытая дверь не пропускает теплый воздух наружу.

  Направление: улучшить функцию «поддержание температуры».

  Выбраны приемы:

  - «изоляция»: изолировать внутренний воздух, создать барьер;

  - «элементы»: использовать внутренний воздух здания, чтобы создать воздушную завесу.

  Концепция. Применить воздушную завесу. Поток воздуха с высокой скоростью в плоскости дверного проема удерживает наружный воздух от попадания внутрь.

  Пример 3. Компаниям необходимо защитить свою интеллектуальную собственность от конкурентов. Но патенты обеспечивают только временную защиту.

  Цель – сохранить конкурентное преимущество.

  ИКР: конкуренты не могут пользоваться изобретением.

  Направление: улучшить функцию «защита интеллектуальной собственности».

  Выбраны приемы:

  - «изоляция»: ограничить публичное раскрытие важных деталей изобретения;

  - «частично»: защищать только важную часть информации.

  Концепция. Вместо полного раскрытия изобретения, которое требуется для патента, сохранить важную информацию как ноу-хау, например, как формулу напитка Coca-Cola.

  Пример 4. Безопасность транспортного средства должна быть улучшена, например, чтобы предотвратить кражу вместе с ключом.

  Цель – предотвращение угона автомобиля.

  ИКР: автомобиль сам предотвращает угон.

  Направление: улучшить функцию «распознавание владельца».

  Выбраны приемы:

   - «противодействие»: уведомить полицию, если владелец не опознан;

   - «информация»: использовать биометрию владельца для установления личности;

   - «объединение»: добавить элементы активной безопасности в ключ автомобиля.

   Концепция. Запрашивать информацию с ключа для проверки владельца через биометрию в целях снятия системы с охраны. Если владелец не распознан, автомобиль будет уведомлять полицию и останавливать автомобиль позже, через небольшое расстояние.

   Пример 5. Младенцам требуется много подгузников. Во время путешествия неудобно и неприятно собирать и носить с собой использованные подгузники, чтобы затем постирать их дома.

   Цель – обеспечить комфортные условия для путешествий с детьми.

   ИКР: нет нужды носить с собой использованные подгузники.

   Направление: улучшить функцию «использование подгузников».

   Выбраны приемы:

   - «одноразовость»: подгузник используется один раз;

   - «элементы»: использование недорогих расходных материалов.

   Концепция. Сделать дешевые одноразовые подгузники.

   Пример 6. Товар при транспортировке может быть поврежден. Постоянные транспортные ящики или коробки стоят дорого.

   Цель – ликвидация повреждений во время транспортировки.

   ИКР: товар обеспечен дешевой защитой при транспортировке.

   Направление: улучшить функцию «защита товара».

   Выбраны приемы:

      - «одноразовость»: использовать недорогие одноразовые упаковочные материалы;

   - «изоляция»: изолировать товар со всех сторон.

   Концепция. Транспортировка товара в коробках из недорогих одноразовых упаковочных материалов, которые защищают товар от повреждений во время транспортировки.

  Пример 7. Разбитое или треснувшее ветровое стекло может быть починено квалифицированным мастером. Процесс ремонта довольно быстрый, но клиенту приходится ездить с поврежденным стеклом, тратить время на дорогу в мастерскую и ждать окончания ремонта.

  Цель – исключить езду с поврежденным ветровым стеклом.

  ИКР: ветровое стекло ремонтируется без временных затрат.

  Направление: улучшить функцию «ремонт ветровых стекол».

  Выбраны приемы:

  - «инверсия»: мастерская приезжает к клиенту, а не клиент едет в мастерскую;

  - «вынесение»: часть ремонта производится вне мастерской.

  Концепция. Иметь в наличии фургон, оснащенный необходимым оборудованием и запасными частями, который выезжает по вызову клиента для ремонта.

                          Задания для самостоятельного решения

 

           (определите: цель, ИКР, направление, приемы, концепцию)

 

1. Есть шанс, что хрупкий товар при перевозке может разбиться, но хорошая транспортировка и ящики стоят дорого.

   Цель – ________________________________________________________

   ИКР: _________________________________________________________

   Направление: __________________________________________________

   Выбраны приемы:

   - «одноразовость»: _____________________________________________

   - «изоляция»: __________________________________________________

   Концепция: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Безопасность квартиры должна быть улучшена, например, чтобы предотвратить взлом и кражу ценных вещей.

  Цель – _________________________________________________________

  ИКР: __________________________________________________________

  Направление: ___________________________________________________

  Выбраны приемы:

   - «противодействие»: ___________________________________________

   - «информация»: _______________________________________________

   - «объединение»: ______________________________________________

   Концепция: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: