Предикативный словарь (глаголы)

Задание 1. «Кто как передвигается?»

Цель:исследовать глагольный словарь ребёнка третьего года жизни

Материал исследования: предметные картинки с глаголами действия (рыбка плавает, воробей летит, зайчик скачет, машина едет, собака бежит)

Процедура и инструкция: Взрослый показывает ребёнку картинки и спрашивает: что делает рыбка? Что делает воробей? и т.д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет действия ни с одной из картинок.

Средний 1балл - Ребенок называет действие с 1 картинкой.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет действия с 2-4 картинками.

Высокий 3 балла - Ребёнок называет все действия с картинками.

Задание 2. «Кто что делает»

Цель:исследовать глагольный словарь детей третьего года жизни.

Материал исследования: картинки с изображением людей, на которых есть глаголы - действия (ребёнок плачет, мальчик кушает, девочка играет, мама читает книжку, мальчик купается)

Процедура и инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком картинки и спрашивает: «Что делает мальчик?», «Что делает мама?» и. т. д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного глагола.

Средний 1балл - Ребенок называет только один глагол.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2-4 глагола.

Высокий 3 балла - Ребенок называет все глаголы.

Предикативный словарь (прилагательные)

Задание 1. «Вспоминай-ка»

Цель:исследовать предикативный словарь ребёнка третьего года жизни

Материал исследования: предметные картинки на которых изображены: огонь, снег, конфеты, слон, ёжик

Процедура и инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки. Взрослый спрашивает у ребенка, «Это огонь, огонь какой?» «Это снег, снег какой?» «Это слон, слон какой?» и т.д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного прилагательного.

Средний 1балл - Ребенок называет только 1 прилагательное.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет 2 -4 прилагательных.

Высокий 3 балла - Ребёнок называет все прилагательные.

Задание 2. «Огород»

Цель:исследовать предикативный словарь ребёнка третьего года жизни

Материал исследования: предметные картинки с изображением лимона, помидора, огурца, банана, яблока.

Процедура и инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки. Взрослый спрашивает у ребенка, «Это лимон, какой лимон?» (ребёнок может ответить кислый, жёлтый), «Это огурец, какой огурец?» и т.д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок не называет ни одного признака у предметов.

Средний 1балл - Ребенок называет признак по 1 картинке.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок называет признаки по 2 - 4картинкам.

Высокий 3 балла - Ребёнок называет признаки по всем картинкам.

Импрессивная речь.

Выполнение простых слухоречевых инструкций

Задание 1. «Покажи маму с детёнышами»

Цель: Исследовать пассивный словарь детей третьего года жизни.

Материал исследования: картинки с изображением диких и домашних животных с детёнышами (кошка с котёнком, собака со щенком, корова с телёнком, медведь с медвежонком, свинья с поросёнком).

Процедура и инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и говорит: «Покажи кошку с котёнком», «Свинью с поросёнком» и т. д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок не показывает ни на одну из предложенных картинок.

Средний 1балл - Ребенок показывает только на одну картинку.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок показывает 2-4 картинки.

Высокий 3 балла - Ребенок показывает все картинки.

Задание 2 «Урожай»

Цель:исследовать пассивный словарь детей третьего года жизни.

Материал исследования: корзинка, муляжи фруктов и овощей (яблоко, банан, морковь, огурец, апельсин)

Процедура и инструкция: взрослый называет «банан», говорит ребёнку положить его в корзинку; взрослый называет «морковка» и предлагает ребёнку положить её в корзинку и т. д.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - Ребёнок берёт все подряд муляжи, не складывает их в корзинку.

Средний 1балл - Ребенок кладёт в корзинку только один муляж.

Выше среднего 2 балла - Ребёнок кладёт 2 -4 муляжа.

Высокий 3 балла - Ребенок кладёт все муляжи в корзинку.

Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций

Задание 1.

Цель: выявить уровень понимания речи и выполнение инструкций взрослого.

Материал исследования: игрушки (матрёшка, мишка, кубик, пирамидка, кукла)

Процедура и инструкция: Ребёнку предлагается взять сначала 2 предмета поочередно, а потом по 2 предмета сразу. Например: «Дай мне, пожалуйста, матрёшку, мишку». «Дай мне, пожалуйста, пирамидку и кубик». Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - У ребёнка отсутствует понимание речи взрослого, он не выполняет ни одну из просьб взрослого.

Средний 1балл - Ребенок узнаёт знакомые предметы, но не показывает по просьбе взрослого ничего.

Выше среднего 2 балла - Ребенок понимает обращенную к нему речь, но выполняет не все просьбы взрослого.

Высокий 3 балла - Ребенок понимает речь взрослого, выполняет инструкцию взрослого.

Задание 2. «Поиграй со мною»

Цель: выявить уровень понимания речи и выполнение инструкций взрослого.

Материал исследования: игрушка (кукла)

Процедура и инструкция: Ребёнку предлагается взять куклу, затем

 посадить куклу на стульчик, а потом спрятать ее под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их.

Критерии оценки:

Низкий 0 баллов - У ребёнка отсутствует понимание речи взрослого, он не выполняет ни одну из просьб взрослого.

Средний 1балл - Ребенок узнаёт знакомые предметы, но не показывает по просьбе взрослого ничего.

Выше среднего 2 балла - Ребенок понимает обращенную к нему речь, но выполняет не все просьбы взрослого.

Высокий 3 балла - Ребенок понимает речь взрослого, выполняет инструкцию взрослого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: