Методические рекомендации
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
ДИСТАНЦИОННОЙ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2020
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В связи с распространением в Российской Федерации коронавируса (СOVID -19) в соответствии со ст.72 ТК РФ, Указом губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID -19) в Пермском крае», преддипломная практика проводится в дистанционном режиме в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-06-257 от 24.03.2020 г.
Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденному Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 г., практика студентов является составной частью образовательного процесса и составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) среднего профессионального образования (СПО), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно - правовых форм.
Содержание преддипломной практики определяет рабочая программа преддипломной практики на основе ФГОС СПО, обеспечивающая обоснованную последовательность процесса овладения студентами системой профессиональных умений и навыков, целостной профессиональной деятельностью и первоначальным опытом в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Руководители практики от техникума на основании рабочих программ профессиональных модулей разрабатывают программы практики по видам и специальностям, которые рассматриваются на цикловых комиссиях, согласовываются с работодателями и утверждаются заместителем директора техникума по учебной работе (УР). Руководители практики от техникума разрабатывают форму отчетности и оценочный материал, согласовывают с работодателями, утверждаются заместителем директора техникума по учебной работе (УР). Закрепление баз практики осуществляется администрацией техникума на основе договоров социального партнерства с предприятиями и организациями, независимо от их организационно- правовых форм собственности.
Обучающимся предоставляется право самостоятельного подбора организации - базы практики по месту жительства, с целью трудоустройства.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики на предприятиях составляет:
- для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации),
- для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК
Все обучающиеся перед началом практики обязаны присутствовать на организационном собрании (проводится в режиме видеоконференции), которое проводят руководители практики - преподаватели техникума. На организационном собрании студенты должны получить:
1. Общий инструктаж по технике безопасности при прохождении практик.
2. Пакет документов для прохождения преддипломной практики (Приложение).
3. Методические рекомендации по оформлению результатов практики.
4. Методические рекомендации по оформлению текста отчета по практике.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 В ходе практики обучающиеся ведут ДНЕВНИК прохождения преддипломной практики.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики. Требования к ведению Дневника по преддипломной практике:
• Дневник является документом, по которому обучающийся подтверждает выполнение программы практики;
• Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день;
• Дневник ежедневно просматривает руководитель практики от предприятия и заверяет подписью;
• По окончании практики в дневнике руководитель практики от предприятия ставит оценку за практику, дневник заверяется печатью организации, где проходил практику обучающийся;
• Дневник прилагается к отчету по практике и сдается для проверки руководителю практики от техникума.
Структура и форма Дневника прохождения преддипломной практики представлена в Приложении.
3.2 На протяжении всего периода работы в организации обучающийся должен в соответствии с программой практики собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ своему руководителю.
Отчет о практике является основным документом обучающегося, отражающим выполненную им во время практики работу. Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся. Для составления, редактирования и оформления отчета обучающимся рекомендуется отводить последние 2-3 дня преддипломной практики. Отчет студента о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:
• Титульный лист;
• Задание на практику;
• Содержание;
• Введение;
• Основная часть;
• Выводы;
• Приложения.
Оформление отчёта по преддипломной практике.
Титульный лист. (Приложение 8) Первая (заглавная) страница отчета; работодатель (руководитель предприятия) выставляет оценку за практику и заверяет печатью организации.
Задание на практику. (Приложение 3) Документ, в котором прописаны все основные виды работ, которые необходимо выполнить обучающемуся при прохождении преддипломной практики.
Содержание. (Приложение 4) Перечисление информационных блоков отчёта с указанием соответствующих страниц.
Введение. Перед началом практики руководитель выдаёт обучающемуся задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они включаются в введение отчёта. Объём введения не превышает 2-х страниц.
Основная часть. Оформляется согласно темам, предложенным в программе практики по специальностям техникума. Содержит исследование деятельности предприятия и анализ полученных результатов. Основная часть отчет по практике состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Характеристика предприятия.
1.1. Характеристика предприятия.
Обучающийся должен дать краткую производственно-экономическую характеристику предприятия. Раскрыть информацию о форме собственности, об организационно-правовой форме, основных видах деятельности, номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Студент анализирует основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия в динамике трех последних лет.
Рекомендуется рассмотреть следующие финансовые показатели деятельности предприятия: объем производства продукции (в действующих и сопоставимых ценах); объемы производства важнейших видов продукции в натуральных единицах измерения; выручка; полная себестоимость продаж продукции (работ, услуг); прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; чистая прибыль; стоимость активов; численность работающих; производительность труда; стоимость основных фондов; фондоотдача; рентабельность активов; рентабельность продаж; коэффициент оборачиваемости оборотных активов; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент финансовой независимости; коэффициент текущей задолженности
Раздел 2 Организация и методика учетного процесса объекта практики
2.1 Охарактеризовать выбор организационной формы учетного процесса
В соответствии с п.2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
2.2.Методика бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой
Учетная политика организации – это принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности)
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации относятся способы начисления амортизации, методы оценки активов, создание резервов, распределение косвенных расходов, синтетический и аналитический учет отдельных хозяйственных операций.
Например: В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» раскрытию в учетной политике подлежит:
а) способ начисления амортизации:
− линейный способ;
− способ уменьшаемого остатка;
− способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
− способ списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
б) информация о принятых сроках полезного использования объектов основных средств; Определение срока полезного использования объектов основных средств исходя из:
− ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
− ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияние агрессивной среды, системы проведения ремонтов;
− нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)
в) информация об изменениях стоимости основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация, переоценка основных средств;
г) синтетический и аналитический учет ремонта основных средств (отнесение на затраты производства расходов по ремонту основных средств в период их фактического проведения, создание резерва на ремонтные работы);
д) информация об открытии субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства»;
е) информация о проведении обязательной инвентаризации основных средств (не реже одного раза в три года).
2.3 Охарактеризовать организацию налогового учета на предприятии в соответствии с принятой учетной политикой
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с действующим НК РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиков в учетной политике для целей налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета являются:
− первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
− аналитические регистры налогового учета (сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период);
− расчет налоговой базы;
− отчетность по налогам и сборам.
На основе изучения организации налогового учета необходимо раскрыть следующую информацию:
а) плательщиком каких налогов и сборов является предприятие;
б) дублирует ли предприятие первичные документы для подтверждения затрат, которые уменьшают налогооблагаемую базу;
в) как систематизируется информация для определения налогооблагаемой базы по исчислению налогов.
К способам ведения налогового учета, принятым при формировании учетной политики организации, относят, например:
а) группировку расходов;
б) метод оценки сырья и основных материалов;
в) методику учета расходов на ремонт основных средств;
г) способы начисления амортизации;
д) создание оценочных резервов;
е) оценку остатков незавершенного производства и т.д.
Раздел 3. Индивидуальное задание
В период прохождения преддипломной практики необходимо накопить практический материал для выполнения дипломной работы.
Для накопления информационного материала каждому обучающемуся выдается индивидуальное задание по предложенной тематике дипломных работ В ходе производственной (преддипломной) практики в зависимости от выбранного направления исследования обучающемуся необходимо выполнить следующие основные требования:
1) Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими организацию и ведение бухгалтерского учета по выбранному объекту.
2) Систематизировать перечень необходимой литературы для раскрытия теоретических основ выбранной темы дипломной работы (учебники, учебные пособия, монографии, статьи периодической профессиональной печати и др.)
3) Раскрыть организацию и методику бухгалтерского учета объекта исследования в соответствии с организационно-распорядительными документами предприятия (организации)
4) Охарактеризовать документооборот, аналитический и синтетический учет операций выбранного объекта бухгалтерского учета.
5) Ознакомиться с методиками анализа предмета исследования, выбранного для подготовки дипломной работы (например, с методикой анализа финансовой устойчивости; себестоимости; финансового состояния). На этой основе сформировать систему показателей для анализа предмета исследования. Оценить их динамику за три года.
6) На основе проведенного анализа выявить «слабые» (уязвимые) стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы. Раздел отчёта, в котором обучающийся высказывает своё мнение о предприятии, об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности. На основе изученного практического материала во время практики студенту следует выявить как положительные, так и отрицательные стороны деятельности организации базы практики, а также предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию работы организации. Формулировать их нужно кратко и чётко.
Объём отчёта по преддипломной практике 15-20 листов формата А4 (без учёта приложений).
К отчёту прилагаются:
• Договор на практику (Приложение 1) - юридический документ установленной формы, на основании которого техникум направляет обучающегося для прохождения практики на указанное в договоре предприятие. Договор должен быть оформлен в двух экземплярах, подписан директором техникума и руководителем предприятия по месту практики, заверен печатями. Один экземпляр договора остаётся на базе практики, второй - прилагается к отчёту студента.
• Дневник по преддипломной практике (Приложение 5);
• Характеристика от предприятия (Приложение 6);
• Аттестационный лист (Приложение 2).
3.3 Целью оценки по преддипломной практике является оценка:
1) сформировавшихся профессиональных и общих компетенций;
2) полученного практического опыта и умений.
По окончании практики руководитель практики от организации составляет на обучающегося ХАРАКТЕРИСТИКУ. В характеристике необходимо указать - фамилию, инициалы обучающегося, место прохождения практики, время прохождения. Также в характеристике должны быть отражены:
- полнота и качество выполнения программы практики, отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики, оценка результатов практики обучающегося;
- проявленные обучающимся профессиональные и личные качества; - выводы о профессиональной пригодности обучающегося. Характеристика подписывается руководителем практики от организации (учреждения) и заверяется печатью.






