Структура отчета
Отчет по практике оформляется в следующей последовательности:
1. Титульный лист (см. Приложение 1).
2. Характеристика (см. Приложение 2).
3. Дневник прохождения практики (см. Приложение 3).
4. Содержание.
5. Характеристика места практики:
5.1. полное наименование предприятия;
5.2. организационно-правовая форма;
5.3. юридический адрес;
5.4. Ф.И.О. руководителя предприятия, где проходит практика;
5.5. Ф.И.О. руководителя отдела, его должность.
6. Структура отдела:
6.1. название, задачи, решаемые отделом;
6.2. роль и место в общей структуре предприятия;
6.3. структурная схема предприятия и его подразделений;
6.4. численный состав, штатное расписание;
7. Описание выполняемых заданий
8. Заключение
9. Перечень использованных источников.
10. Приложения отчета.
Требования к содержанию отчета
Титульный лист оформляется на типовом бланке и содержит наименование учебного заведения, название практики, фамилию и инициалы студента и научного руководителя и др.
Содержание включает в себя наименование всех разделов работы: введения, глав, параграфов, заключения, приложений, литературы. Обязательно указываются номера страниц, на которых размещается начало материалов раздела. Пример оформления содержания работы представлен в Приложении 6.
Основная часть отчета включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа). Глава должна отражать самостоятельный сюжет проблемы, а раздел - отдельную часть вопроса. Следует тщательно сохранять логику изложения между разделами и последовательность перехода от одной сюжетной линии к другой.
Главы и разделы работы завершаются краткими выводами. Желательно, чтобы выводы предыдущего раздела подводили читателя к главному содержанию последующего. Такой подход позволяет укрепить связь между частями выпускной квалификационной работы и обеспечивает целостность ее восприятия.
Основная часть отчета должна содержать, как правило, три главы:
1. Общие сведения о предприятии (организации)
2. Характеристика финансовой деятельности предприятия
3. Индивидуальное задание
Первая глава посвящается краткой характеристике деятельности предприятия: рассмотрению этапов исторического развития, источников формирования капитала предприятия, формы собственности, организационной структуры и разделов предприятия. Работа над первой главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций выпускника:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (OK-1);
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:
- анализ конкретного материала по избранной теме (на примере конкретной организации) желательно за период не менее двух лет;
- описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
- описание имеющихся путей решения выявленных проблем.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
Работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3);
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК-5);
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК-9).
Третья глава – Индивидуальное задание. В процессе прохождения практики студент должен собрать практический материал по тематике, согласованной с руководителем практики. Тщательное и полное выполнение индивидуального задания очень важно для студента, поскольку оно является практической основой его выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Руководитель должен оценить и отметить в отзыве уровень развития компетенций, в рамках освоения профессионального модуля, соответствующего выбранной теме выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании отчета, составленный в следующем порядке:
- законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты, инструкции;
- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
- иностранная литература;
- интернет-ресурсы.
Приложения в отчете могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
На отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей размещаются приложения.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа, с напечатанного в правом верхнем углу страницы слова «Приложение». Если в работе одно приложение, оно обозначается так: «Приложение 1». Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами без знака №, например: «Приложение 2». В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, например: «Согласно приложению 3...».
Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста, с прописной буквы, отдельной строкой.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разбит на разделы, подразделы пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения.
Перед номером ставится обозначение этого приложения.
За содержание отчета по практике, правильность всех данных ответственность несет студент – автор работы.
Отчет должен быть конкретным и отражать реально проделанную студентами работу в организации. Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений студента. На защите студент должен хорошо ориентироваться в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечать на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.
Оценка «отлично» ставится в том случае, если:
- в отчете на материалах организации (место прохождения практики) полностью отражена программа практики с критической оценкой фактического состояния учета и ссылкой на приложения (первичные бухгалтерские документы, учетные регистры и т.п.);
- отчет и приложения аккуратно оформлены;
- полностью заполнен дневник, заверенный руководителем практики (с печатью);
- при защите студент показал себя как имеющий знания условий организации, знающий особенности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности данной организации, правильно ответил на все вопросы.
В случае если в отчете освещены не достаточно полно вопросы программы практики, отсутствуют отдельные приложения и критические замечания об организации бухгалтерского учета в сравнении с требованиями к его ведению, а также при защите, студент не полно или не отвечал на отдельные вопросы руководителя практики, то оценка снижается на 1 - 2 балла.
Если в отчете приведено поверхностное изложение вопросов практики, имеется небрежное оформление или отсутствует приложение, а студент при защите не отвечал или неправильно отвечал на задаваемые вопросы, прохождение и защита практики оценивается оценкой «неудовлетворительно», а, соответственно, руководитель вправе поставить вопрос по данному студенту о дополнительном прохождении им практики.
Отчеты, в которых отсутствуют задание на практику, положительная характеристика (отзыв), нет скопированных учетных документов (регистров) и других приложений, к защите не принимаются, и практика студентам не засчитывается.
Приложение 1
Частное профессиональное образовательное учреждение