Анализ российского опыта развития информационных ресурсов по проблемам доступности объектов и услуг

 

В ряде субъектов Российской Федерации (далее – РФ) начата работа по формированию интерактивных карт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, либо ограниченных для доступа. Для настоящего обзора были найдены и проанализированы 10 адресов сайтов карт доступности в РФ. Сводная информация о них с указанием адресов, ссылок, названий, регионов, где они сформированы, платформы, на которой выполнены карты, а также с кратким комментарием по каждому адресу, представлены в приложении А.2.

В целом, анализ созданных карт доступности в субъектах РФ показал отсутствие единого подхода, технологии и методики формирования и обновления карт доступности. Обращают на себя внимание отсутствие единообразия в выборе:

- заказчиков и исполнителей,

- порядка формирования и обновления карт,

- используемой классификации объектов,

- условных знаков и символов,

- программного обеспечения для создания дополнительного слоя в части доступности.

При создании большинства карт учитывались, прежде всего, потребности инвалидов, использующих при передвижении коляски, реже инвалидов с нарушением зрения; и практически не представлена информация о доступности объектов для других категорий инвалидов.

Многие карты формируются и поддерживаются общественными организациями, в том числе организациями инвалидов: «Барьеров нет» и «Казань недоступная», Нижний Новгород Красноярский край, Томск. Органами власти созданы и поддерживаются сайты Москвы, Ростовской области.

Наполнение карты осуществляется всеми желающими через электронную связь с администраторами сайта («Барьеров нет», «Казань недоступная», Томска) Достаточно сообщить об объекте, признаках его доступности (а чаще, недоступности), чтобы он сразу появился на карте. В Ростовской области, напротив, специалисты Министерства труда и социального развития обрабатывают информацию до размещения ее на интерактивной карте.

Для создания дополнительных слоев карт, отражающих доступность, используются веб-карты: «Google Maps» («Барьеров нет» и «Казань недоступная», «Карта доступности объектов Москвы») и «Яндекс.Карты» («Карта услуг» Москвы и карта Ростовской области); а также программное обеспечение «2ГИС» (карта Нижнего Новгорода и Томска), а также специально разработанная в регионе платформа – «24.geo.ru» (карта Красноярска).

Ростовская область применила технологию создания отдельных карт, отражающих доступность отдельных элементов: «Светофор», «Пандус», «Дефекты уличного покрытия», «Лифт», «Дверной проем». Волгодонск – по виду объектов: «Учреждения социальной защиты», «Учреждения культуры и спорта», «Учреждения здравоохранения», «Прочие объекты». Такой подход не обеспечивает целостность информации по инфраструктуре, по объекту.

Из используемых символов и условных знаков на картах «Google Maps» и «Яндекс.Карты» чаще применяются три цвета для отражения степени доступности: зеленый, желтый, красный – соответственно объект доступен полностью, частично, недоступен; объект обозначается либо символом базовой карты, на которой разработана карта доступности (например, разноцветная «капля» в «Google Maps»), либо специально разработанным значком по форме и цвету в зависимости от вида объекта (чаще других используется символ «инвалидное кресло» и цвета светофора).

В связи с изложенным, особую актуальность приобретает необходимость предложения для использования органами власти субъектов РФ унифицированной формы и структуры карты доступности, единой методики ее формирования и обновления.

 


 


РАЗДЕЛ 2

ФОРМА КАРТЫ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При разработке формы карты доступности и соответствующей структуры сайта (портала) «Карта доступности объектов и услуг на территории субъекта Российской Федерации» (далее – «Карта доступности субъекта РФ») использованы принципы «универсального дизайна»:

1) равенство в пользовании (для людей с разными физическими возможностями);

2) гибкость в использовании (выбор способа использования продукта с учетом разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей пользователя);

3) простой и интуитивно понятный дизайн (независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации внимания в данный момент, при необходимости – наличие подсказок);

4) легко воспринимаемая информация (независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя; с использованием различных способов: визуальных, вербальных, осязательных; отделение главного от второстепенного; совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями);

5) допустимость ошибки (дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий);

6) низкое физическое усилие (потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий);

7) размер и пространство для доступа и использования (обеспечение видимости важных элементов и легкий доступ для любого пользователя, в том числе для использования, при необходимости, вспомогательных средств или личного помощника).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: