Подготовила педагог дополнительного образования Рачковская И.В

Министерство промышленности и торговли Тверской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Бежецкий промышленно – экономический колледж»

Филиала в г. Весьегонск

Доклад на заседание

Методического семинара

 

«Классный час, как структурная единица воспитательного процесса»

Подготовила педагог дополнительного образования Рачковская И.В.

                                                  

                                                     2020г.

 

 

 КЛАССНЫЙ ЧАС - гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение педагога с обучающимися с целью содействия формированию, развитию группового коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

               Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа

Целевой

Целевые установки связаны, прежде всего, с раскрытием личностного потенциала обучающихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого студента.

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. 

Организационно - деятельностный

Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с обучающимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала подростка, на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

Классный час выполняет следующие функции:

Просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний студентов, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

Ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить студентов оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя классный час может выполнять чисто ориентирующую функцию.

Направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся.

Формирующую - формирует у студентов навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

       Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Составление педагогом (можно совместно с обучающимися и их родителями) тематики классных часов на учебный год

ВТОРОЙ ШАГ

Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

В основу классного часа обязательно должна ставиться проблема, и эта проблема должна быть личностно значима для каждого ребёнка. Только в этом случае можно добиться реализации поставленной воспитательной цели.

ТРЕТИЙ ШАГ

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Хорошо, если используется форма взаимодействия организаторов и студентов 

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ

Составление педагогом совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

ПЯТЫЙ ШАГ

 Проведение классного часа

Во вступительной его части педагогу необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем.

Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей.

Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

ШЕСТОЙ ШАГ

Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению

Тематика классных часов

    Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах педагога. Классные часы могут посвящаться:

1) морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение студентов к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2) проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3) эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов студенты знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у студентов сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4) вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5) вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека;

6) психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7) проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8)  проблемам образовательного учреждения (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Выбирая форму проведения классного часа, следует отдавать предпочтение активным методам воспитания

 

Дискуссионные формы Формы состязательного характера Творческие  формы Игровые формы Формы психологического просвещения Подвижные формы
- диспут - дискуссия -конференция - круглый стол - вечер вопросов и ответов - встреча с приглашенными людьми - лекторий - аукцион   - конкурс, - викторина, - путешествие, - КВН, - эстафета полезных дел, - смотр, - парад, -презентация, - турнир, - олимпиада; - фестиваль, - выставка, - устный журнал, - живая газета, -творческий труд, представление (проектов), - юморина, - спектакль, - концерт, - ярмарка; - ролевые игры, - сюжетные игры, - интеллектуальные, - игры – катастрофы - тренинг, - исследование - веселые старты, - малая олимпиада, - школьная олимпиада, - тематический день (атлетики, здоровья и т.д.);

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КЛАССНОГО ЧАСА:

1) личностная значимость для обучающихся;

2) комфортность, психологический климат;

3) возможность для проведения и развития индивидуальных и творческих способностей студентов;

4) обогащение жизненного опыта обучающихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа.

                                                

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке дел у классного часа может быть своя, очень важная роль. Педагог должен чётко представить себе значение встречи со студентами. Наверное, каждый пойдёт от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе, прежде всего, надо решать организационные вопросы; кто-то это время отдаст на откуп воспитанникам - пусть организуют интересные игры; третьи - станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов назвать можно столько, сколько педагогов. И всё-таки, каждому педагогу нужно подходить к этому вопросу серьёзно и компетентно. Результат не заставит себя ожидать.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: