Как воздействовать на людей

 

Методы управления

• Содержание

• Условия применения

 

Функции управления реализуются посредством определенных методов, то есть способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством их организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.

К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.

В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на. прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за. результаты на. руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим: минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график движения поезда — все это заранее предопределено расписанием, и в случае его нарушения возможна авария.

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.

Методы управления, позволяющие рядовым работникам исходя из материальной заинтересованности самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты и получившие название экономических, начали внедряться в начале XX века во многом благодаря усилиям Фредерика Тейлора.

В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными, например за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.

Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь приходят социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они предполагают формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно — к повышению ее эффективности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Методы управления:

1. Организационные — создают необходимые условия осуществления управленческого процесса.

2..Административные — сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность.

3. Экономические — основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, возникшей в результате более эффективного труда.

4. Социально-психологические — связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Покажите, можно ли считать руководителя учебного заведения менеджером, и если да, то в каком случае.

2. Выскажите мнение по вопросу о том, какие виды управления могут иметь место в учебном заведении, а какие — нет.

3. Попробуйте дополнить функции менеджмента, сформулированные А. Файолем, своими.

4. Опишите собственное видение принципов управления.

 

Глава II

Личность и поведение

Что такое личность?

Направленность личности

Алло, мы ищем таланты!

Все мы немного Д'Артаньяны

Основные элементы характера

Когда человек обращен вовне

Свой среди чужих - чужой среди своих

Человек на работе

ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ

 

Для того, чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем оно может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него. Эти и некоторые другие вопросы раскрываются в данной главе.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

 

• Понятие личности

• Качества личности

 

Когда мы восхищаемся каким-нибудь человеком, то часто говорим о нем, как о выдающейся личности. При этом мы имеем в виду вовсе не высокий рост, изящную фигуру, красоту лица. Как свидетельствует история, многие выдающиеся люди, например Суворов, Ленин, Наполеон и др., обладали весьма невзрачным обликом.

Следовательно, личность человека образуют не внешние, физические свойства, а совокупность внутренних качеств человека — интеллектуальных, духовных, психологических. Они позволяют ему7 познавать и преобразовывать мир, активно действовать ради достижения поставленных целей.

Эти качества устойчивы, тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Это позволяет достаточно надежно предсказывать будущее поведение человека, его реакцию на окружающих и происходящие события.

Личность формируется под влиянием природных факторов — физических данных, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, а также социальных условий, о которых мы поговорим позже: роли и положения человека в обществе, уровня его образования, опыта, круга общения и т.п.

Из каких же «кирпичиков» складывается личность?

Во-первых, это так называемые общие качества. К ним относятся: ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и пр. Каждое из этих качеств, хотя и в разной степени, присуще всем людям. Обладание ими позволяет человеку выполнять наиболее простую работу и жить в обществе себе подобных.

Во-вторых, специфические качества, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству подчиненными, конструированию машин, обучению детей, выполнению математических расчетов и пр. Различным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие — политиками, а третьи — менеджерами.

В-третьих, подготовленность к соответствующему виду трудовой деятельности. Она предполагает обладание совокупностью знаний, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения в школе, специальной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, так и практики на рабочем месте, накопления жизненного опыта.

В-четвертых, направленность, то есть ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений.

В-пятых, определенный склад характера — совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты,

В-шестых, биологические особенности, к которым относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности.

В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот — быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран).

В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и пр.).

В-девятых, пол носителя личности. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логически, действуют с помощью интеллекта,^силы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Личность обусловливают: пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: