• Круг общения
• Социальная роль
• Статус
• Авторитет
Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения. Это окружение может быть физическим (условия жизни и труда, климат и пр.), экономическим (накопленное богатство, благосостояние), социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния.
Социальное окружение воздействует на человека непосредственно, в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.
Непосредственное влияние оказывает круг общения, то есть группа людей, с кем человек вступает в служебные или личные контакты. На практике выделяется круг ближайшего общения, куда входят лица, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.
Определенное влияние на человека оказывают роль и статус, которыми его наделяют окружающие или которые он берет на себя добровольно.
|
|
Социальная роль представляет собой совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Она диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя те или иные роли добровольно; другим они навязываются окружающими.
Так, в каждой группе всегда можно найти «лидеров», «шутов», «козлов отпущения», на которых сваливают вину за все, и пр.
В идеале роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможностям и желанию, не ограничивать и не унижать людей.
Статус — это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в организации. Статус бывает формальным и неформальным. Первый обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Неформальный статус получил название авторитет. Последний формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Социальные факторы, влияющие на поведение личности:
1. Круг общения — группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.
|
|
2. Роль — совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.
3. Статус — оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.
ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ
• Поведение
• Типы поведения
• Обусловленность руководства и подчинения
Под поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком. Эти действия обусловлены как его внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окружением.
Как показывает практика, существует три типа поведения людей на работе: независимый, нейтральный и зависимый.
Первый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым. Иногда такое независимое поведение может превращаться в агрессивное. В отдельных случаях это может помочь достижению целей, но порождает конфликты.
Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.
Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым, слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Такое поведение не позволяет достичь личных целей, но обеспечивает спокойную жизнь.
Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осознания его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилиями человека.
Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной. Это обусловлено как непониманием его важности, необходимости, мотивов, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В таких условиях необходимость руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.
Но и здесь самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры», называемой совестью.
Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Поведение — совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком. Бывает: независимым, подчиненным, нейтральным. Обусловлено: принуждением; внутренним желанием; пониманием необходимости.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Обоснуйте, какую направленность должна иметь личность руководителя; личность исполнителя, работающего самостоятельно; личность исполнителя, работающего в составе группы.
2. Объясните, какими способностями должны обладать президент фирмы и руководитель низового подразделения: интерсоциальными или конструктивными?
3. Попробуйте определить, людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации:
|
|
— торговый представитель;
— главный бухгалтер;
— главный конструктор;
— начальник отдела кадров;
— заведующий архивом;
— начальник цеха.
4. Сформулируйте уровень своих притязаний и перечислите факторы, на которых он основывается, а затем постарайтесь объективно оценить, насколько он реален.
5. Перечислите обстоятельства, определяющие авторитет личности, и проанализируйте причины авторитетности своих знакомых и друзей.
Глава III