Закрепление ответить на вопросы письменно

Изучить темы и за конспектировать в рабочих тетрадях

  Задания выполнить до 16.04.20 (до четверга и выслать)

Тема: Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»

Цели:

Образовательная цель: сформировать у обучающихся четкое представление о глобальных экологических проблемах, о возникновении и основных положениях и причинах возникновения концепции устойчивого развития.

Воспитательная цель: формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать гражданина – патриота своей родины, формирование нравственных основ, которые являются качествами личности.

Развивающая цель:

- развивать у обучающихся: способность анализировать изучаемый материал, уметь выделять главное, обобщать изученные факты;

- познавательную активность, логическое мышление;

- навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Тип занятия: комбинированный урок

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

III.Изучение нового материала

Решение экологических проблем человечества сегодня связывают с понятием "Устойчивое развитие". Что такое "устойчивое развитие"? Почему в мире сложилась ситуация необходимости пересмотра дальнейшего пути развития? Что же привело к возникновению концепции устойчивого развития? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к истории.

К возникновению концепции устойчивого развития привели предпосылки, которые условно можно подразделить на социально-экономические и экологические.

Социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития это:

Господство "философии потребления". На протяжении многих веков человечество придерживалось "ресурсного" пути развития, господствовали принципы:

"человек - царь природы";

"потребление ради процветания".

В процессе истории своего развития человечество использовало окружающую природную среду в качестве источника ресурсов для удовлетворения своих возрастающих потребностей.

Господство ресурсоразрушающих технологий, которое определялось:

- приоритетом экономической выгоды;

- иллюзией неисчерпаемости ресурсного потенциала.

Неадекватность механизма ценообразования на природные ресурсы. То есть возникла ситуация, когда цены на ресурсы не отражают их истиной стоимости. Результатом такого способа хозяйствования явилось истощение ресурсного потенциала и деградация природной среды.

Проблема "Север - Юг"

Одной из основных причин также является наличие в мире двух групп государств с различным уровнем развития, что породило конфликты и противоречия между ними.

Ответом человечеству на принципы и характер взаимоотношений в социально-экономической сфере и системе "Природа - Человечество" было возникновение глобальных экологических проблем, кризисов и катастроф.

Возникновение и нарастание экологических кризисов и катастроф антропогенного происхождения явилось причиной появления первых работ ученых, которые пытались обратить внимание общественности, государств на необходимость пересмотреть взаимоотношения Человечества и Природы.

Первой попыткой изменить ситуацию явилась Конференция ООН в Стокгольме (1972 г.), которая показала, что в мире существуют противоречия во взглядах на процесс развития у индустриально развитых и развивающихся государств: одни хотели экологизации, проведения работ по очищению планеты, другие - экономического развития, преодоления бедности.

В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), большой заслугой которой явилось понимание необходимости объединения направления развития обеих групп государств: только в процессе экологизации и преодоления отсталости становится возможным выход из кризисной ситуации. В результате родилось понятие "экологическое развитие", которое в докладе "Наше общее будущее" определяется как "sustainable development", или, в русском переводе, "устойчивое развитие" (УР).

Особо значимым событием мирового уровня явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которой был принят ряд важных документов.

Несмотря на достаточно длительный период поиска, человечество до сих пор не пришло к выработке единой научно-обоснованной стратегии развития. Положения Концепции УР носят скорее политический и рекомендательный характер. Ведущим ученым из различных областей знания еще только предстоит исследовать понятие УР, обосновать и наполнить его конкретным содержанием.

Представления о возможных путях развития цивилизации

В настоящее время все многообразие представлений о возможных путях дальнейшего развития цивилизации условно можно подразделить на 3 группы: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие.

Пути развития Биоцентризм Устойчивое развитие Антропоцентризм
Основной принцип Человек для биосферы Человечество + биосфера = гармонизация отношений Биосфера для человека
Господствующая философия Биосфера - единая самоорганизующаяся система. Человечество - часть биосферы Развитие человечества в согласии с законами развития биосферы Биосфера - источник ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей человечества
Пути достижения целей развития «Назад к природе». Предоставление биосфере возможности восстановления своих функций путем отказа от благ цивилизации Осознанные ограничения на потребление ресурсов биосферы. Удовлетворение потребностей с учетом возможностей биосферы Обеспечение «процветания» человечества за счет технологического и технического прогресса

Закрепление ответить на вопросы письменно

1. Какая стратегия в концепции развития нацеливает на изменения окружающей среды?

2. Что такое устойчивое развитие?

3. Кто находится в центре внимания концепции устойчивого развития?

4. Какие основные положения этой концепции?

 

Тема: Эволюция взглядов на устойчивое развитие

Цели:

Образовательная цель: сформировать у обучающихся четкое представление о глобальных экологических проблемах, о возникновении и основных положениях и причинах возникновения концепции устойчивого развития.

Воспитательная цель: формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать гражданина – патриота своей родины, формирование нравственных основ, которые являются качествами личности.

Развивающая цель:

- развивать у обучающихся: способность анализировать изучаемый материал, уметь выделять главное, обобщать изученные факты;

- познавательную активность, логическое мышление;

- навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Тип занятия: комбинированный урок

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: