Тема: «Выбор и обоснование способов переработки лесосеменного сырья и способов хранения семян, полученных на лесосеменных плантациях»

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Определение перечня доступных способов заготовки семян указанной породы и выбор наиболее рационального из них; обоснование выбора наиболее пригодного их них для конкретной породы

2. Обоснование сроков заготовки семян с учетом биологических особенностей породы, периодичности плодоношения (семеношения)

3. Разработка технологической схемы заготовки семян (техника, транспорт и оборудование, рабочая сила, вспомогательные материалы и тара)

4. Методы прогноза и учета урожая семян, применяемые на лесосеменных плантациях

 

Ключевые слова: семена, урожай, плоды, шишки, лесосеменное сырье, извлечение семян из шишек, извлечение семян из сухих плодов, извлечение семян из сочных плодов, шишкосушилки, машины извлечения семян.

 

Занятие – 10.

Тема: «Предложения по использованию площадей под маточной плантацией для промежуточного хозяйственного использования».

План:

1. Проверка выполнения самостоятельной работы по теме занятия 9.

2. Виды промежуточного хозяйственного использования площадей селекционно-семенных плантаций, применяемые в настоящее время (перечень).

3. Выбор и обоснование конкретного варианта хозяйственного использования площадей плантации, наиболее эффективного в зоне её размещения (с учетом особенностей экологических условий и биологии породы).

4. Расчет производственной мощности промежуточного хозяйственного использования.

5. Заключение по проекту.

6. Определение домашнего задания на самостоятельную работу.

 



Лабораторно-практическая работа № 11

Тема: «Проектирование и создание испытательных культур»

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Цели закладки испытательных культур

2. Задачи, решаемые при закладке испытательных культур

3. Методика закладки испытательных культур

 

Ключевые слова: плюсовые деревья, отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор, отбор по фенотипу, отбор по потомству, испытательные культуры, сибсы, полусибсы, рядовые схемы, блочные схемы, повторности испытательных культур, рендомизация, общая комбинационная способность, специфическая комбинационная способность, элитные деревья.

 

Цели закладки испытательных культур

Целью закладки испытательных культур во-первых является генетическая оценка, отобранных по фенотипу, лучших деревьев – плюсовых деревьев. Во-вторых – испытание совокупных потомств лесосеменных объектов в сочетании с оценкой потомств плюсовых деревьев. Последнее позволяет получить фактический материал для объективного вывода об эффективности плюсовой селекции лесных пород, основанной на популяционном (групповом) и индивидуальном отборе. В-третьих – испытательные культуры, заложенные потомствами ЛСП, а так же ПЛСУ и плюсовых насаждений имеют цель изучения степени воспроизводства генетического полиморфизма естественных популяций в искусственно созданных насаждениях при разных объёмах выборки исходного материала, что необходимо, в частности, для обоснования минимальной численности клонов (семей) на ЛСП и решения ряда других генетико-селекционных проблем.

Данное положение, например, в России закреплено законодательно в статье 65 Лесного кодекса РФ «Лесное семеноводство».

Направление испытания семей плюсовых деревьев зависит от целей селекции:

-   продуктивность (по биомассе, выходу деловой древесины, выходу спецсортиментов, целлюлозы, смолы, таннидов, эфирных масел, фитонцидов, урожайности плодов и семян и т. п.);

-   устойчивости к биотическим и абиотическим неблагоприятным факторам (засухоустойчивость, жаростойкость, солевыносливость, морозостойкость, устойчивость к ветровалу, снеголому, грибным заболеваниям и пр.);

-   физико-технических, технологических, пищевых, кормовых и других качеств (ствола, древесины, волокна, плодов, семян, коры, листьев, экстрактивных веществ и др.) и свойств (равномерность семеношения, скороспелость, крупносемянности, тонкоскорлупности и др.);

-   теплотворной способности и энергетического потенциала;

-   декоративности (текстуры древесины, формы кроны, листьев и др.).

 

Исходя из целей селекции сроки испытания различны: краткосрочные (5 – 30 лет) и долгосрочные (не менее ½ возраста главной рубки или 40 – 50 лет).

 

Задачи, решаемые при закладке испытательных культур

При закладке испытательных культур необходимо решить задачи объективной оценки семей, участвующих в испытании. Достигается это путем вычисления таких величин, как ОКС и СКС, а так же расчетом селекционного дифференциала и респонса (наследственно обусловленной доли селекционного дифференциала).

Важным моментом при решении этих задач является число повторностей опыта и число испытываемых деревьев в каждой повторности. Подход к решению задачи о численности семей в одной повторности в разных странах различен. Например, в Швеции (D. Lindgren, 1991) считают, что генетический выигрыш выше при проверке большего числа родителей по сравнению с увеличением численности потомков (до 30 – 100). В учебнике «Селекция и репродукция лесных древесных пород» под общей редакцией А.П. Царева (2003) говорится, что достаточным числом деревьев одной семьи в одной повторности является 15 – 20 деревьев. Вместе с тем официальный государственный стандарт РФ «Указания…» (2000) определяет данную величину в 100 деревьев одной семьи в одной повторности и более, если речь идет об испытании потомств плюсовых деревьев. Если проводится генетическая оценка плюсовых насаждений, клоновых и семейственных ЛСП I-го порядка и ПЛСУ, то эта численность возрастает до 300 и более.

Что касается повторностей, то одновременно ИК закладываются в 2 – 3 наиболее распространенных типах лесорастительных условий. Повторность – это число делянок каждого опытного варианта на участке ИК.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: