Термины и определения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке и оформлению научно-квалификационной работы (диссертации) и научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) аспиранта

В ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет

Имени академика И.Г. Петровского»

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Настоящий Порядок разработан на основании:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (с изменениями и дополнениями).

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 года № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки».

- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.

- Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 811-ст).

- ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам (введен Постановлением Госстандарта от 08.08.1995 № 426) (ред. от 22.06.2006).

- Национального стандарта Российской Федерации Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

- Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

- Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

- Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
(протокол № 3 от 31 марта 2016 года).

1.2 Настоящий Порядок направлен на оказание помощи обучающимся в аспирантуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (далее – университет)» в планировании научных исследований при освоении ими основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подготовке и оформлении научно-квалификационной работы (диссертации) (далее – НКР), а также научного доклада (далее – НД) об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

1.3 Подготовка НКР является обязательной составной частью образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программа аспирантуры).

1.4 Процедура подготовки НКР включает в себя все этапы, связанные с выбором темы, назначением руководителя и последующей ее подготовкой.

1.5 Цели и объемы подготовки НКР по программам аспирантуры определяются Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО) по соответствующим направлениям подготовки, реализуемым в университете.

1.6. Согласно ФГОС ВО НКР должна соответствовать:

- области профессиональной деятельности аспиранта;

- объектам профессиональной деятельности аспиранта;

- основным видам профессиональной деятельности.

1.7 Основными целями выполнения НКР и представления НД по ее результатам являются:

- углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы;

- развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;

- применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки;

- стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;

- овладение современными методами научного исследования;

- презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

НКР представляет собой самостоятельное и логически завершенное научное исследование, посвященное решению актуальной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, в котором изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития науки.

НД по результатам научно-квалификационной работы (диссертации) должен быть написан аспирантом самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты. Предложенные аспирантом решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

1.8 Основные научные результаты проведенного исследования должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях и журналах.

Количество публикаций в области социально-экономических, общественных и гуманитарных наук должно быть не менее 3, в остальных областях – не менее 2.

К публикациям, в которых излагаются основные научные результаты научно-исследовательской работы, приравниваются патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на селекционные достижения, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке.

 


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящем Порядке применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

2.1 научно-квалификационная работа аспиранта (НКР) – самостоятельно выполненная аспирантом (под руководством научного руководителя) работа учебно-исследовательского характера, содержащая результаты разработки выбранной темы на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе (далее – ОПОП ВО), свидетельствующая о способности автора самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать и исследовать методы и приемы их решения.

2.2 научный руководитель: Специалист в научной области, в рамках которой определена тема НКР, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях[1].

2.3 оригинальный текст письменной работы: Авторский текст письменной работы обучающегося, который не содержит плагиата.

2.4 плагиат: Не самостоятельное выполнение работы, то есть цитирование без указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования или с указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, но в объёме, не оправданном целью цитирования (проведение самостоятельного исследования), ставящим под сомнение самостоятельность выполнения работы.

2.5 рецензент: Эксперт, проводящий экспертизу авторских материалов с целью определения возможности допуска их к защите.

2.6 рецензирование: Процедура рассмотрения и экспертной оценки рецензентом предлагаемой к защите научно-квалификационной работы с целью определения целесообразности допуска ее к защите, выявления ее достоинств и недостатков.

2.7 защита научно-квалификационной работы: Форма итоговой аттестации обучающегося с целью определения соответствия результатов освоения обучающимся образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: