Структура выпускной квалификационной работы

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

-список использованной литературы (список использованных источников и литературы);

-приложения.

Титульный лист (Приложение 1) является первой страницей ВКР и не нумеруется. Включает в себя название образовательного учреждения; ФИО студента, выполнившего работу; название темы работы (прописными буквами), вида работы (выпускная квалификационная работа); ФИО и должность научного руководителя, дата допуска к защите и дата защиты; оценка. Внизу по центру листа указывается город и год выполнения ВКР.

В оглавлении (приложение 2) указываются перечень всех разделов и параграфов с указанием на страницы, с которых начинается каждый раздел или параграф. Разделы обозначаются арабскими цифрами с точкой. Номер параграфа в ВКР состоит из номера главы с точкой и непосредственно номера самого параграфа в данной главе. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте ВКР. Сокращать или давать их в другой последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются проблема, цель и основные задачи работы, ее практическая значимость, объект и предмет исследования, гипотеза, а также формулируются теоретические основы и методология исследования.

Актуальность – значимость, востребованность и своевременность изучения данной темы на сегодняшний день. Для раскрытия актуальности выбранной темы ВКР необходимо определить степень проработанности этой темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность исследования не может быть обусловлена только тем, что данная тема или проблема остается малоизученной в научной литературе. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Актуальность темы должна плавно подводить к цели ВКР.

Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР. В проблеме дается ответ на вопрос: ради чего проводится данное исследование? Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике психолого-педагогической реальности (например, противоречие между различными точками зрения по конкретному явлению, между необходимостью решить практическую задачу и отсутствием разработанных методик и технологий ее решения, между требованиями реальной ситуации и наличными возможностями индивида и т.п.). Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития…, каковы условия формирования…, каким образом возможно преодоление таких-то трудностей.

  Цель ВКР – образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы. Цель ВКР может содержать определенную новизну.

Задачи ВКР формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Они конкретизируют цель исследования и практической деятельности, подразделяя ее достижение на определенные этапы, так как они раскрывают пошаговый алгоритм достижения поставленной цели, в них отражаются не только общие этапы работы, но и значение полученных промежуточных выводов для понимания общей проблемы исследования. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, поскольку они тесным образом связаны с формулировкой параграфов, глав, конструированием гипотезы и направлениями полученных результатов, указывающих на достижение цели ВКР. Последовательно решая поставленные задачи, выпускник последовательно продвигается к достижению цели.

Объектная область исследования — это область, сфера науки или практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – фрагмент изучаемой реальности – явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, избранную для изучения в ВКР.

Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен с ней. В этой связи, следует избегать чрезмерно общей или чрезмерно детализированной формулировки темы (предмета) исследования в ВКР.

Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет — уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, служащих инструментом достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В настоящее время существуют десятки классификаций методов исследования, Так, исходя из критерия сбора и распределения материала различают: методы сбора материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. Из всего разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект исследования

Практическая значимость ВКР должна заключаться в разработке конкретных рекомендаций, мероприятий, которые следует провести субъектам образовательной деятельности для повышения эффективности своей работы.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание основной части ВКР должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть содержит, как правило, несколько разделов, каждый из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Первый раздел носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала.

Второй (практический) раздел обычно носит исследовательский характер и включает в себя:

- Организация и методы исследования.

- Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов.

- Выводы исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу.

В конце каждого параграфа и каждого раздела следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, выводы должны быть нетривиальными, неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими.

  Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в процессе написания ВКР. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработки. Главное в заключении – показать, как решены поставленные задачи исследования. Сюда должно войти то, что было получено, доказано, обсуждено и описано студентом в его работе. Каждый вывод начинается с красной строки. В заключении студенту необходимо, прежде всего, показать, что сумел сделать самостоятельно и какие результаты привели к сделанным выводам. Первыми обычно идут выводы, относящиеся к новым положениям, установленным автором в теоретических вопросах. Следующими по порядку идут выводы, относящиеся к практическим вопросам. В последнюю очередь студент отражает то новое и достаточно важное, что было обнаружено по ходу его исследования. Выводы должны носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

Список использованной литературы (список использованных источников и литературы) является составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Список литературы нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

 Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. К ВКР могут быть приложены технологические карты, графики, таблицы и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слово «приложение», напечатанное прописными буквами. Приложения обозначают заглавными арабскими цифрами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: