Классификация должностей

Классификация должностей содействует профессионализации аппарата государства. Она нацеливает гражданина на приобретение определенных знаний, выполнение определенной работы, получение определенного места в служебной иерархии. Законодательство Российской Федерации определяет, что квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[10] в статье 12 устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы. К ним относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу службы, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В свою очередь, Федеральный закон Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11] классифицирует должности органов внутренних дел. Так, они подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Здесь следует уточнить, что, назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации, а назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

Данный порядок назначения определяется законодательством Российской Федерации. В частности, глава 11Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[12] устанавливает принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, а Федеральный закон «О полиции»в главе 7 определяет условия службы в полиции.

Трудовой кодекс РФ употребляет понятие «замещение должностей» применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18 ТК РФ). В свою очередь, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 25, также предусматривает замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу.[13]

Другими словами, приназначение на отдельные должности в органах внутренних дел, такое назначение осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел образуется конкурсная комиссия.

Законодательством предусмотрен ряд ограничений на замещение вакантной должности в органах внутренних дел. Претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, если он:

- не соответствует квалификационным требованиям к этой должности;

-в отношении его существуют ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения.

Организационные основы, порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сокращение (ликвидация) должности в органах внутренних дел возможна в соответствии с законодательством. Так, статья 31Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14] предусматривает - отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

Аналогичная нормой содержится и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Содержание этой нормы предусматривает, что приупразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел,происходит зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

Здесь следует уточнить, что сотруднику должна быть предоставлена должность с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа.

Непременным атрибутом формирования государственной службы в органах внутренних дел является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением мер государственного принуждения.

Вопросы определения задач, функций, принципов и места государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации содержаться не только в профильном Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но и в ряде иных правовых актов, что определяет роль данных органов в системе государственного управления.

Относясь к одной из разновидностей органов, входящих в правоохранительную службу России, данные органы решают сложнейшие задачи, такие как защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Но в то же время, решение этих задач невозможно без законодательного определения правового положения сотрудников органов внутренних дел, их должностных прав и обязанностей.[15]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: