Этап 2. Формулирование проблемы

Задание 2.

 Осуществить моделирование учебных ситуаций с использованием технологий развивающего обучения истории на примере группы уроков, урока по теме: «Россия в Первой мировой войне», «Первая мировая война». Для выполнения данного задание студенты должны разделаться на группы. Все уроки разрабатываются согласно единому тематическому планированию.

 

Тема: Первая мировая война: причины и цели участников.

Предмет: Всеобщая история.

Класс: 10.

 

Моделирование учебных ситуаций на примере этапов конкретного урока в технологии проблемно-диалогического урока.

 

Этап 1. Создание проблемной ситуации (5–7 минут)

1 августа 1914 г.  человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

 

В мире сложились 2 военно-политических блока. Какие?

- Антанта, Тройственный союз.

Как вы думаете, какие противоречия могли быть между ними?

 

Проблемная ситуация: Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в следствие обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Если противоречия возникли между развитыми странами, а не «дикими», то почему они не могли разрешить их мирным путем, как это должны делать развитые сраны?

 

Решение проблемной ситуации, к которому ученики придут в конце урока: Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

 



Этап 2. Формулирование проблемы

 

Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи – эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока – Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.

 

Дети, как мы сформулируем центральную проблему? На какой вопрос нам нужно ответить?

Вопрос: Почему невозможно было решить проблемы мирным путем? Отсюда вывод о проблеме урока: причины обострения международных противоречий.

 

Учитель демонстрирует карту военных альянсов в Европе в 1914 г.

Посмотрите на карту, какие выводы вы можете сделать, посмотрев на карту? (произошла конфронтация сторон. Стороны объединялись, имея определенные цели. От объединения они должны были пойти к реализации своих целей).

 

Посмотрите на список участников 1МВ.

Эта таблица не полная и имеет большое продолжение, но какие выводы мы можем сделать, глядя на список? (что участвовало множество стран)

 

Что нам предстоит сегодня выяснить? (каковы интересы сторон)

 

Таким образом, мы сформулировали цели и задачи урока.

Цель: выяснить причины 1МВ.

Задачи: выяснить интересы и мотивы конкретных участников, интересы военно-политических блоков.

 

Этап 3. Выдвижение версий, гипотез (+ 2-3 минуты)

 

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез.Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии, мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.

 

Выдвигают гипотезы об интересах России, Германии, Франции, Великобритании, Австро-Венгрии. (должны вспомнить изученное, о положении этих стран, с какими регионами связано их материальное благополучие).

 

Задание на закрепление:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: