Тема лекционного занятия: Сущность сознания. Человек: индивид, личность

План лекции:

1. Сознание как проблема философии.

2. Происхождение сознания.

3. Сущность и структура сознания.

4. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

       1. На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе. Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

        Сознание является предметом изучения многих наук (таких как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

       Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах. Сознание, будучи неотъемлемым атрибутом человеческого бытия, носит как индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека - это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

       Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

       Философы – материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

а) сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

б) сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

в) сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно так же, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

 

       2. Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного. Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных – мутантов.

       Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы общественных отношений.

       Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

       Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

       Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

        В теории антропосоциогенеза (теории общественного происхождения человека) многие философы видят достаточно убедительно раскрытыми как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

       К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

       В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

       Если поведение животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

       Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние факторы.

       К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграла огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред - людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил порой сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

       Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

 

       3. Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов - предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в, процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

       Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием. Осознание окружающей действительности выступает, прежде всего, в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания этого самосознания и его самосознания.                      

К основным свойствам сознания относятся:

1. целеполагание;

2. планирование действий для достижения определенных результатов;

3. предвидение, с помощью которого осмысливается и осознается будущее;

4. абстрактное или понятийно – логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;

5. предметное сознание, которое нацелено на осмысление и фиксирование предметного содержания познаваемого мира;

6. самосознание как осознание человеком самого себя как высшей общественной сущности и осознание того, что происходит не только в самом сознании, но в психике в целом.

7. рефлексивность сознания.

       Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной научной литературе выделяют три основных сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

       Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных (от лат. sensus - чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения, восприятия представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального (от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

       Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называют э моциями (от фр. emotion - волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть чувствами или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе счастье, сострадание и др.

       Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремите человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.

       Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфере в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область подсознания,в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения комплексы и т. п., и область сверхсознания, к которому относят интуицию, озарение, совесть.

 

4. Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» однопорядковые, но не идентичные.

Человек - это субъект общественных отношений и общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития являются качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным пo отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности.

Раздаточный материал

Природа человека - это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отра­жающие его особенности как живого существа (разум, членораздельная речь, темперамент и др.).

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В филосо­фии имеются две точки зрения.

- Биологизаторская, которая подчеркивает, прежде всего, значение врожденных качеств человека.

- Социологизаторская, которая считает, что качества человека оп­ределяются социальной средой.

Биологические и социальные факторы находятся в тесной связи. Человек с момента рождения является индивидом, носителем индивидуальных свое­образных качеств.

Личность - это совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен.

Особенностью личности является высокоразвитое самосознание: лич­ность контролирует себя и свои поступки. При рождении человек становится индивидом, а в процессе социализации он становится личностью. Деятель­ность и социальная среда (макро и микросреда) формирует личность.

Личность - это человек, выступающий в роли гражданина.

Ученые, философы издавна замечали, что каждый человек относится по преимуществу к какому-нибудь типу личности, и всех людей можно разделить, конечно, весьма условно, на различные типы. Первую серьезную попытку классификацию личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во II в н.э. Исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или другому типу.

Холерик – человек легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается.

Меланхолик всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему несправедлив. Типичный меланхолик – ослик «иа – иа».

Флегматик – человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен и ни во что хорошее не верит.

Сангвиник – наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно – и печаль, и радость, и апатия, и меланхолия. Конечно, в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому-нибудь одному типу.

Американский психолог Л.Шелдон делит всех людей на три типа: мозговой, мускульный, желудочный.

Мозговой тип – это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве это хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.

Для мускульного типа главное – его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачи у мозгового приятеля и за это покровительствует ему.

Для желудочного типа главное – еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки или бутерброды и замасленные тетради. Он гурман и знает тысячи рецептов приготовления всяких блюд.

Русский физиолог И.Павлов делил людей на два типа: научный и художественный.

Научный – человек замкнутый, необщительный, погруженный в себя, трудно знакомится с новыми людьми.

Художественный – живой, общительный, яркий, эмоциональный, он друг всем, и все ему друзья. Первый тип чаще всего встречается в среде ученых, а второй – в среде художников, артистов, хотя в любом человеке можно найти черты одного или другого типа.

По мнению швейцарского психиатра К.Юнга все люди делятся на две группы: экстраверты и интроверты.

Экстраверт – это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип.

Интроверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого типа.

Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событием. Он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания и даже согласен изображать из себя шута, над которым смеется весь класс, лишь бы не остаться в тени. Он заводит много друзей и знакомых без особого разбора. У него нет секретов, он не может их хранить долго, поскольку всем делится с другими. Он живет в других и для других и боится любых размышлений о себе.

Интроверт с самого детства задумчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает с сильным сопротивлением. Его реальный мир - внутренний. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей. Такой человек обычно выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным. Он сверхкритичен. Для него сущее удовольствие – размышлять о себе самом.

Существует и другая типология личности:

- деятели – для них главное – активное изменение мира и людей. Они «горят» на работе.

- мыслители – это маяки человечества. Они приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять. Их оружие – слово.

- люди чувств и эмоций – остро чувствуют мир. Это деятели литературы и искусства.

- гуманисты и подвижники – отличаются обостренным чувством в восприятия душевного состояния другого человека. Их сила – в любви к людям и всему живому, в активном действии. Дело их жизни – милосердие. (Мать Тереза).

Индивидуальность - это уникальность личности, особенность ее поведе­ния, это самобытность, особенность чувств, оригинальность мышления.

Индивид определяется и эпохой, в которой живет человек и саморазвити­ем человека.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается в семье, а личностью становятся в течение жизни. Ценность личности определяется се отдачей обществу, личность способна возложить на себя ответственность.

 

Домашнее задание: заполните таблицу, разделив на 2 группы признаки, которые характеризуют человека:

Индивид Индивидуальность
   

 

Признаки: глаза, потребности, интересуется музыкой, карие глаза, характер, остроумный, рост, активный, интересы, хитрый, высокий интеллект.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: