Задание № 1.
Анализируем главу 11. Политическая идеология // Мельвиль АЮ. Политология. –М.: Эксмо, 2008, С.457-511
И отвечаем на Вопросы (письменно)
Вопросы
Заполните таблицу подходы к определению феномена «идеологии» (не менее 5 примеров).
Авторы | Определения «идеологии» |
Антуан Дестют де Траси | особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлений людей |
Карл Маркс | «ложное сознание», т.е. извращенное и искаженное представление о действительности |
Фридрих Энгельс | особый тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи как производители и трансляторы идеологий — сами не сознают, что продукты их деятельности, т.е. идеи, обусловлены вполне конкретными классовыми интересами, в которых выражаются в первую очередь экономические мотивации данного класса. |
Мангейм | социально значимая система идей, которую отстаивает определенный общественный слой в собственных интересах. |
Дэвид Истон | «артикулированная совокупность идеалов, целей и задач, которые помогают членам политической системы интерпретировать прошлое, понимать настоящее; она также предлагает образ будущего». |
Опишите основные составляющие идейно-политического спектра?
|
|
Существует также важнейшее понятие идеологического (идейно-политического) спектра, т.е. некоторой логической и реальной упорядоченности взаимодействий идеологий. В соответствии с принятой практикой современный идеологический спектр есть схема, состоящая из двух оппозиций: левые — правые или либерализм — консерватизм. Представление о правых и левых политических идеологиях (и соответствующих политических позициях) восходит к эпохе Французской революции, когда на заседании Национальной ассамблеи в 1789 г. слева от спикера сидели депутаты- радикалы, сторонники «свободы и равенства», справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий, а в центре — либеральные сторонники представительного правления.
Сравните либерализм и консерватизм, радикализм, экстремизм?
Общие требования | Различия в требованиях и средствах достижения цели, авторы идей
| ||||
либерализм | консерватизм | радикализм | экстремизм | либертализм | |
Дата возникновения | с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII вв | в конце XVIII — начале XIX в. | в XIX в | с 1920 г. | 1970-1980-х гг. |
Главные ценности | демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы | государство, семья, церковь, частная собственность | ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами | основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. | |
Роль государства | Абсолютная ценность человеческой личности | укрепление устоев государства | минимальная | минимальная | сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством |
Свобода личности | Политическое равенство всех людей | обществу присуще неравенство | максимальная | максимальная | максимальная |
Изменения | Общество изменяется при помощи реформ | общество изменяется эволюционно | качественные и быстрые изменений, затрагивающих основные элементы политической системы и политические процедуры, путем решительных действий с использованием крайних, в т.ч. насильственных, средств | Решительные изменения существующих политических и социальных институтов Быстрый темп перемен | |
Ограничения | Ограничение объемов и сфер деятельности государства | Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма | Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды | отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. |
|
|
Опишите функции идеологии.
— Когнитивная (познавательная) функция, несмотря на то что идеология есть «ложное» сознание, предоставляет обществу возможности для ориентации в мире политики, как своего рода схема или карта. Действительно, эта карта искажена. Но не случайно Ханна Арендт назвала идеологию «шестым чувством» человека. Эта же функция идеологии способствует самоидентификации людей и социальных групп в политическом пространстве.
— Легитимизирующая (оправдывающая) функция указывает на то, что по природе своей идеология всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому режиму. Если идеология критична (или находится в фазе социального критицизма), она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок. Если она апологетична (т.е. консервативна по своей общественной функции), ее содержание сводится либо к оправданию статус-кво, либо к ностальгии по старому порядку.
— Нормативная функция связана с двумя предшествующими. Идеология задает систему политических ориентаций, норм социального поведения, которые приняты в данной общественно-политической среде (обществе в целом, социальной или политической группе и т.п.). Тем самым идеология очерчивает и ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, действий.
— Интеграционная функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходят реальная политическая социализация и объединение людей.
— Мобилизационная функция по социальной важности едва ли не центральная у идеологии, поскольку как раз она способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям. Именно в мобилизационном смысле знаменитый американский социолог Дэниел Белл говорил об идеологии как о «переводе идей в социальные действия».
Виды социализма
Название | Авторы идей | Сходство | Различие |
ревизионизм | Эдуард Бернштейн | социализм — не государственный строй, а процесс укоренения социальной справедливости в жизни общества, баланс коллективных и индивидуальных интересов. Тем самым был фактически воспроизведен известный лозунг Бернштейна: «Движение — все, конечная цель -— ничто». | |
Марксизм | Карл Маркс Ленин Мартов Сталин | неомарксизм человеческой субъективности (сознания) как одного из важнейших положений марксизма большевизм идея Ленина о гегемонии пролетариата, которую он рассматривал как условие продвижения по пути буржуазной революции дальше того рубежа, который приемлем для «либеральной буржуазии марксизм-ленинизмом Большевистская идеология при Сталине дополнилась и еще одним немаловажным положением, связанным с опорой на русские национальные традиции. Произошло своего рода сращивание левых лозунгов с идеей государственного патриотизма при соответствующем отходе от планов мировой революции, для которой СССР должен был бы служить лишь стартовой площадкой | Большевиков отличал максимализм в отношении ко всем сторонам жизни, обусловленный истовой верой в безусловное преимущество революции перед эволюцией и реформами. Выступая за «плебейскую» расправу над отжившим строем, большевики стояли на позициях безоговорочного революционного насилия. Их идеологи выдвинули тезис о классовом характере царистского Российского государства, которое должно быть уничтожено и заменено демократией советов или демократическим централизмом. Они объясняли социальные и политические взаимосвязи с помощью диалектического метода как единственной основы политического развития |
|
|
- Если положения о государстве являются центральными для национализма, фашизма и анархизма, то в чем сходство и различия подходов этих идеологий?
Идеологии | Авторы идей | Сходство | Различие |
национализм | Николай Александрович Бердяев Карл Реннер Эрнест Геллнер Энтони Смит Эрик Хобсбаум Джеймс Келлас | Эрнест Геллнер усмотрел важную связь между культурой и политикой, объясняющую природу национализма. В основе стремления к национальной государственности — необходимость защиты национальной культуры, т.е. институтов создания, сохранения, передачи культурных ценностей этноса. Такую функцию в современном обществе может выполнить только государство. | Эрик Хобсбаум предполагает, что «политический долг руританцев по отношению к государству, которое включает в свой состав руританскую нацию и служит ее представителем, выше всех прочих общественных обязанностей, а в экстремальных случаях (таких, например, как война) он должен подчинять себе любого рода обязанности |
фашизм | Фридрих Лист Бенито Муссолини Адольф Гитлер | Фашисты были не только крайними националистами, они прежде всего радикальные государственники. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания. был построен на харизматическом принципе — на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вожде | Понимание государства отличает итальянский фашизмом от национал-социализма в Германии, идеологи которого считали государство «производным продуктом» от расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма: она — источник и нации, и государства. |
анархизм | Михаил Александрович Бакунин и Петр Алексеевич Кропоткин А.А. Солоневич, А.А. Карелин | Государство вне зависимости от его формы — это всегда механизм подавления людей и насилия над их свободой. Оно управляет обществом сверху вниз, используя для обеспечения своего господства механизм права. Поэтому перед угнетенными людьми стоит задача ликвидации этой подавляющей силы — государства, чего может добиться только стихийная революция угнетенных классов. Возглавить ее призвана партия, но не являющаяся формальной организацией, а созданная по принципу секты. |
7. Вероятно ли возрождение анархистских идей на новом витке развития
|
|
В XXI в.?
Явный неоанархистский потенциал приобретает в XXI в. движение антиглобалистов (среди его идеологов уже выделился итальянец Тони Негри; род. 1933).
Задание № 2.
Анализируем главу 2. Политическая власть// Мельвиль АЮ. Политология. – М.: Эксмо, 2008, с.59-97