Утверждено на заседании кафедры педагогики МГОУ
Протокол №__ 2 __ от 9 сентября 2019г.
ЗАДАНИЯ
По педагогике к педагогической практике
Для студентов всех профилей подготовки
В период педагогической/ учебной/производственной практики
Пояснительная записка.
Предлагаемые задания по педагогике к педагогической практике для студентов всех профилей подготовки в период педагогической, учебной, производственной практик выстроены на основе ФГОС ВО 3+++ (2018г.) в целях формирования компетенций, соответствующих учебным планам факультетов ГУ ВО МО «МГОУ».
Структура заданий дифференцирована в зависимости от уровня сформированности и содержания формируемых компетенций тех профилей и направлений подготовки студентов, обучение которых осуществляется во МГОУ.
Студентам различных профилей, проходящих подготовку по направлению «Педагогическое образование», предлагается выполнить два обязательных задания, составляющих инвариантную часть, а также предполагается выполнение выбранных преподавателем педагогики заданий из вариативной части, связанных с формированием конкретных компетенций.
|
|
Студентам прочих направлений подготовки необходимо выполнить одно инвариантное задание и задания, указанные преподавателем педагогики из вариативной части, предполагающие формирование компетенций из учебного плана по их профилю и направлению подготовки.
Отчет об исполнении заданий выполняется студентом в электронном виде, отсылаемом на кафедру педагогики, и одном печатном экземпляре, который передается в деканат соответствующего факультета. Отчет студента должен содержать титульный лист, на котором указываются фамилия, имя, отчество студента, курс, форма обучения, факультет, направление и профиль подготовки. Также на титульном листе отчета должны быть фамилия и должность преподавателя педагогики, контролирующего выполнение заданий по педагогике на факультете, и его подпись, содержащая оценку представленной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И ИХ СТРУКТУРА
4 курс | |||
Инвариантная часть заданий по педагогике для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки в период педагогической/ учебной/производственной практики | Дидактический анализ занятия, выполняемый самостоятельно Приложение 11 | ||
План воспитательного дела по двум и более направлениям воспитательной работы и его самостоятельное проведение Приложение 4 | |||
Вариативная часть заданий по педагогике для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки
в период педагогической/ учебной/производственной практики | Составление плана воспитательной работы с учащимися на триместр/полугодие Приложение 6 | ||
Рефлексивное педагогическое эссе. Приложение 5 |
Приложение 4
План воспитательного дела по одному направлению воспитательной работы
В соответствии с планом воспитательной работы составить план подготовки и проведения воспитательного мероприятия (КТД) на основе двух или более направлений воспитательной работы (умственное воспитание, нравственное, физическое, трудовое и пр.),, выполнить его анализ.
При разработке плана воспитательного мероприятия (или КТД) необходимо определить тему, цель, этапы, сроки его проведения. Кроме того, в отчете о выполнении задания должны быть отражены выводы о результатах проведения (интерес, сформированность ценностных отношений и качеств воспитанников, сплоченность класса и т.п.), а также причины успешного или неуспешного его проведения.
Форма отчета – произвольная (объем: 1-1,5 стр.).
Приложение 5
Рефлексивное педагогическое эссе.
Под рефлексивным педагогическим эссе понимается небольшая научная статья, в которой рассматривается актуальная педагогическая проблема, явившаяся поводом для высказывания аргументированных личных комментариев автора эссе. Формулирования авторской позиции по комментируемым вопросам происходит на основе наблюдений, полученных в ходе педагогической практики. Авторская точка зрения может носить полемический характер. Объём работы до 5 тыс. печатных знаков.
Приложение 6
Составление плана воспитательной работы с учащимися на триместр/полугодие
Приложение 11
Дидактический анализ современного урока
В графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Часть 1. Основные характеристики современного урока
Основные характеристики современного урока | Описание | Количество баллов |
Тема занятия (формулируется учащимися, учитель должен подвести учеников к осознанию темы; учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели)) | ||
Составление плана учебной работы учащимися (учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели) | ||
Организация учебной деятельности (учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников. | ||
Оценивание выполнения учебных заданий (правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля; возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений; ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание)). | ||
Этап рефлексии:обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока. | ||
Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности. | ||
Роль учителя (в течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом) |
Часть 2. Схема анализа учебного занятия
Этапы анализа | Количество баллов | |
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные цели урока? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. (Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), урок развивающего контроля) | |
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? | |
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). (указать определенные виды действий и группу, к которой они относятся: регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы. познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др. коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству. личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям) · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | |
5 | Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | |
6 | Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | |
7 | Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
|
|
|
|