Дидактический анализ современного урока

Утверждено на заседании кафедры педагогики МГОУ

Протокол №__ 2 __ от 9 сентября 2019г.

ЗАДАНИЯ

По педагогике к педагогической практике

Для студентов всех профилей подготовки

В период педагогической/ учебной/производственной практики

Пояснительная записка.

Предлагаемые задания по педагогике к педагогической практике для студентов всех профилей подготовки в период педагогической, учебной, производственной практик выстроены на основе ФГОС ВО 3+++ (2018г.) в целях формирования компетенций, соответствующих учебным планам факультетов ГУ ВО МО «МГОУ».

Структура заданий дифференцирована в зависимости от уровня сформированности и содержания формируемых компетенций тех профилей и направлений подготовки студентов, обучение которых осуществляется во МГОУ.

Студентам различных профилей, проходящих подготовку по направлению «Педагогическое образование», предлагается выполнить два обязательных задания, составляющих инвариантную часть, а также предполагается выполнение выбранных преподавателем педагогики заданий из вариативной части, связанных с формированием конкретных компетенций.

Студентам прочих направлений подготовки необходимо выполнить одно инвариантное задание и задания, указанные преподавателем педагогики из вариативной части, предполагающие формирование компетенций из учебного плана по их профилю и направлению подготовки.

Отчет об исполнении заданий выполняется студентом в электронном виде, отсылаемом на кафедру педагогики, и одном печатном экземпляре, который передается в деканат соответствующего факультета. Отчет студента должен содержать титульный лист, на котором указываются фамилия, имя, отчество студента, курс, форма обучения, факультет, направление и профиль подготовки. Также на титульном листе отчета должны быть фамилия и должность преподавателя педагогики, контролирующего выполнение заданий по педагогике на факультете, и его подпись, содержащая оценку представленной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И ИХ СТРУКТУРА

 

  4 курс

Инвариантная часть заданий по педагогике

для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки

в период педагогической/ учебной/производственной практики

Дидактический анализ занятия, выполняемый самостоятельно  Приложение 11
План воспитательного дела по двум и более направлениям воспитательной работы и его самостоятельное проведение Приложение 4

Вариативная часть заданий по педагогике

для студентов очной и заочной форм по направлению подготовки «Педагогическое образование» всех профилей подготовки

в период педагогической/ учебной/производственной практики

Составление плана воспитательной работы с учащимися на триместр/полугодие Приложение 6
Рефлексивное педагогическое эссе. Приложение 5

 

 

Приложение 4

План воспитательного дела по одному направлению воспитательной работы

В соответствии с планом воспитательной работы составить план подготовки и проведения воспитательного мероприятия (КТД) на основе двух или более направлений воспитательной работы (умственное воспитание, нравственное, физическое, трудовое и пр.),, выполнить его анализ.

   При разработке плана воспитательного мероприятия (или КТД) необходимо определить тему, цель, этапы, сроки его проведения. Кроме того, в отчете о выполнении задания должны быть отражены выводы о результатах проведения (интерес, сформированность ценностных отношений и качеств воспитанников, сплоченность класса и т.п.), а также причины успешного или неуспешного его проведения.

Форма отчета – произвольная (объем: 1-1,5 стр.).

 

Приложение 5

Рефлексивное педагогическое эссе.

Под рефлексивным педагогическим эссе понимается небольшая научная статья, в которой рассматривается актуальная педагогическая проблема, явившаяся поводом для высказывания аргументированных личных комментариев автора эссе. Формулирования авторской позиции по комментируемым вопросам происходит на основе наблюдений, полученных в ходе педагогической практики. Авторская точка зрения может носить полемический характер. Объём работы до 5 тыс. печатных знаков.

 

Приложение 6

Составление плана воспитательной работы с учащимися на триместр/полугодие

 

Приложение 11

Дидактический анализ современного урока

 В графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

 

Часть 1. Основные характеристики современного урока

Основные характеристики современного урока Описание Количество баллов
Тема занятия (формулируется учащимися, учитель должен подвести учеников к осознанию темы; учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели))    
Составление плана учебной работы учащимися (учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели)      
Организация учебной деятельности (учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.    
Оценивание выполнения учебных заданий (правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля; возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений; ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание)).      
Этап рефлексии:обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.    
Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.    
Роль учителя (в течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом)    

 

Часть 2. Схема анализа учебного занятия

  Этапы анализа Количество баллов
1 Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные цели урока? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?  
2 Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. (Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), урок развивающего контроля)  
3 Какие способы мотивации применяет педагог?  
4 Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). (указать определенные виды действий и группу, к которой они относятся: регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы. познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др. коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству. личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям)   · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.  
5 Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.  
6 Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.  
7 Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: