План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»
Тема: «Морские рыбы»
Группа З-С(Д)О-16
Выполнила:
Котова Людмила Михайловна
Симферополь, 2020
Предмет: Биология
Класс: 8
Тема урока: Морские рыбы
Цель урока: Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди
Задачи урока:
образовательные:
-Сформировать у учащихся представление о классификации рыб (морские и речные (пресноводные), подразделение их на мирных и хищных;
-Рассказать о практической значимости морских рыб;
-Познакомить с особенностями морских рыб.
коррекционно-развивающие:
-Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;
-Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;
-Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.
-Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
воспитательные:
|
|
- Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.
-Воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
-Привитие навыков ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежения за осанкой в течение урока.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Презентация;карточки
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | 1-2мин | Здравствуйте ребята.. Итак, ребята, какой у нас сейчас урок? Как он называется? | Дети готовятся к уроку. | |||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного материала | 3-5мин | Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы разделены все представители животного мира(позвоночные и беспозвоночные). Позвоночные это – Беспозвоночные это – -Как одним словом назвать щуку, окуня, карпа, карася?(Рыбы) - Почему рыб относят к классу позвоночных?(Потому что они имеют скелет). - Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим. 1. Каких рыб называют речными? 2. Какая река протекает в нашем селе? 3. Где живет окунь? 4. Чем питается окунь? 5. Где живет щука? 6. Чем питается щука? 7. Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред? Закончи предложения: · Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ · Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ. · Окраска тела … · Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ, А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАЛЬКА · Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ. · Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО · Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ -Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами -Где еще могут обитать рыбы? А как называют рыб, живущих в морях и океанах?(Морские рыбы) | Дети отвечают на вопросы учителя. | |||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | 15-20 мин | Правильно, рыбы еще живут в морях и океанах. Откройте тетради. Тема нашего сегодня урока «Морские рыбы».Мы познакомимся на уроке с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете составив из букв слово: Растке - треска Ьдесль – сельдь Запишите в тетради Треска и сельдь - морские рыбы. Треска имеет удлиненное тело, постепенно сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до бурой с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна. Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг. В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском и Белом морях и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м., т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки. Треска хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками. Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57%), из которого получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу. Океаническая сельдь обитает в России в Баренцовом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды. Собственно сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год. Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой. Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство. Сельдь— самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион. Откройте учебник на странице 58 1). Прочитайте в учебнике о местах обитания: · трески · сельди, и покажи их на карте. 2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди. Чтение вслух. Запишите в тетради новые слова. Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах. Треска Океаническая сельдь Рыбьи стаи – КОСЯКИ. | Дети внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя | |||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | 1мин | Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. То плавниками шевеля, Играют в прятки больше дня. И никогда покоя Не знает дно морское. | Дети выполняют физические упражнения | |||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала | 5-7 мин | Сравнительная таблица: треска и сельдь
А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?
Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке. Ответы: неправильно, потому что: 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся. -Молодцы, заметили и объяснили ошибку.
| Дети отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей. | |||||||||||||||||||||||||
Итог урока | 1-2 мин | Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог Вспомните тему урока? Что нового узнали на уроке? С какими рыбами познакомились на уроке? Вы довольны своей работой на уроке? | Дети отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1-2 мин | -Вашим домашним заданием будет: Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы. . | Дети записывают домашнее задание |
Закончи предложения:
|
|
Речной окунь живет __________________________________________________________
Питается окунь _____________________________________________________________
Окраска тела________________________________________________________________
Из икринки развиваются _____________________________________________________