Окраска тела

План-конспект урока

 

Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»

 

Тема: «Морские рыбы»

Группа З-С(Д)О-16

Выполнила:

Котова Людмила Михайловна

 

Симферополь, 2020


     Предмет: Биология

Класс: 8

Тема урока: Морские рыбы

Цель урока: Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди

Задачи урока:

образовательные:

-Сформировать у учащихся представление о классификации рыб (морские и речные (пресноводные), подразделение их на мирных и хищных;

-Рассказать о практической значимости морских рыб;

-Познакомить с особенностями морских рыб.

коррекционно-развивающие:

-Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;

-Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;

-Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.

-Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

воспитательные:

- Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.

-Воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

 -Привитие навыков ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежения за осанкой в течение урока.

Тип урока: Изучение нового материала

 Оборудование: Презентация;карточки


Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
Организационный момент 1-2мин Здравствуйте ребята.. Итак, ребята, какой у нас сейчас урок? Как он называется?   Дети готовятся к уроку.
 Повторение пройденного материала 3-5мин Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы разделены все представители животного мира(позвоночные и беспозвоночные). Позвоночные это – Беспозвоночные это – -Как одним словом назвать щуку, окуня, карпа, карася?(Рыбы) - Почему рыб относят к классу позвоночных?(Потому что они имеют скелет). - Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим. 1. Каких рыб называют речными? 2. Какая река протекает в нашем селе? 3. Где живет окунь? 4. Чем питается окунь? 5. Где живет щука? 6. Чем питается щука? 7. Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред? Закончи предложения: · Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ · Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ. · Окраска тела … · Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ, А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАЛЬКА · Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ. · Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО · Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ -Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами -Где еще могут обитать рыбы? А как называют рыб, живущих в морях и океанах?(Морские рыбы) Дети отвечают на вопросы учителя.
Изучение нового материала 15-20 мин Правильно, рыбы еще живут в морях и океанах. Откройте тетради. Тема нашего сегодня урока «Морские рыбы».Мы познакомимся на уроке с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете составив из букв слово: Растке - треска Ьдесль – сельдь Запишите в тетради Треска и сельдь - морские рыбы. Треска имеет удлиненное тело, постепенно сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до бурой с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна. Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг. В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском и Белом морях и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м., т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки. Треска хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками. Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57%), из которого получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу. Океаническая сельдь обитает в России в Баренцовом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды. Собственно сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год. Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой. Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство. Сельдь— самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион. Откройте учебник на странице 58 1). Прочитайте в учебнике о местах обитания: · трески · сельди, и покажи их на карте. 2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди. Чтение вслух. Запишите в тетради новые слова. Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах. Треска Океаническая сельдь Рыбьи стаи – КОСЯКИ.     Дети внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя
Физкультминутка 1мин Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. То плавниками шевеля, Играют в прятки больше дня. И никогда покоя Не знает дно морское.   Дети выполняют физические упражнения
Закрепление изученного материала 5-7 мин Сравнительная таблица: треска и сельдь
Вопросы треска сельдь
вес, длина Вес-40 кг, длина- 1,5 м Длина- 35 см
места обитания Балтийское, Баренцево, Белое моря, моря Дальнего Востока В северных морях: Баренцевом и Белом.
образ жизни придонный Сельди живут стаями (косяками), состоящими из сотен тысяч рыб
чем питается Прожорливый хищник: питается рыбами, преимущественно сельдью. Мелкими водными животными и водорослями
где происходит размножение В Норвежском море. Самка выметывает икринки на глубине. Морскими течениями икринки переносятся в Баренцево море, на восток. В Норвежском море. Самка выметывает икринки на мелководье.
особенности развития мальков Мальки трески кормятся мелкими водными животными и через 2-3 года вырастают во взрослых рыб. Вышедшие из икринок личинки переносятся течением к берегам Баренцева и Беренгова морей.

А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?

Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.

Ответы: неправильно, потому что: 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.

-Молодцы, заметили и объяснили ошибку.

 

Дети отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей.
Итог урока 1-2 мин Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог Вспомните тему урока? Что нового узнали на уроке? С какими рыбами познакомились на уроке? Вы довольны своей работой на уроке?   Дети отвечают на вопросы.
Домашнее задание 1-2 мин -Вашим домашним заданием будет: Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы. .   Дети записывают домашнее задание

Закончи предложения:

Речной окунь живет __________________________________________________________

Питается окунь _____________________________________________________________



Окраска тела________________________________________________________________

Из икринки развиваются _____________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: