Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Этап повторения (изучения) материала по теме урока.

    Если вы обратили внимание, на каждом столе лежит таблица. Теперь употребляя эту таблицу и вспоминая знания, полученные ранее, вы должны будете приготовить сообщение об одном из стилей. Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

Вопросы:

1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль).

2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль).

3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль).

4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль).

5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль).

 

Этап проверки знаний учащихся.

 

Каждый из учащихся получает по одному примеру текста. Задача – определить стиль речи.

 

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

 

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

 

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

 

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

 

5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

Этап подведения итогов урока.

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

Почему в языке не может быть один стиль?

Вопросы, побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

 



Домашнее задание. Написать конспект лекции. Выучить классификациию

 

 

 

Цели:

  • Образовательные:
    • углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
    • развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал.
    • развивать навыки пользоваться словарями.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы РЛЯ.
    • воспитывать интерес к предмету.
    • воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.

Планируемый результат:

Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.

Организационные формы обучения:

Тип урока: изучение и закрепления нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

1. Словесные – беседа, объяснение.
2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.

Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.

Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор, экран.

Поэтапные задачи хода занятия:



Организационный момент

Постановка цели урока

Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Д.Свифт

1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
– Что такое языковая норма?
– Языковая норма обязательна для всех?
(Ответы студентов)

2) В БСЭ есть научное определение. Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, прознаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих,
они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?»
С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете?
(Ответы студентов)
Всё дело в том, что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили.

3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складыва­ется из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значи­мыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы студентов)

4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)

5) Групповая работа

Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)

6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.

Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов фун­кциональных стилей. Используйте материал для спра­вок.



















Материал для справок

1. Сфера общения: общественно-политическая, науч­ная, правовая, бьгговая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстети­ческое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (пре­рывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).

  Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
1. Сфера общений          
2. Основные цели общения          
3. Способ общения          
4. Основная функция (языка и) речи          
5. Типичный вид речи          
6. Основная форма речи          
7. Способ изложения материала          
8. Полнота изложения (смысловая законченность)          
9. Объективность          
10. Точность          
11. Ясность          
12. Экспрессивность          
13. Стандартизированность          

Научный стиль
Деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль

4. Рабрта по закреплению пройденного материала (работа с текстами)

Задание: Определить стиль текста (Приложения)












Итог работы

Вопросы побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

6. Домашнее задание (на выбор)

1. Найти в художественной литературе или периодике тексты различных стилей.
2. Написать текст для каждого стиля.




Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: