Наиболее распространенный ораторский прием

Задания группе НО-18

С 13.04 по 18.04 2020 г.

Подготовить краткую информацию по предложенным пунктам указанной темы

Тема: Искусство устного и публичного выступления

Искусство выступления.

 

Главной составляющей искусства выступления является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

 

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

 

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

 

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

 

· быть уверенным в себе;

· уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;

· кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;

· уметь заинтересовывать аудиторию;

· артистизм и харизма;

· дар убеждения.

 

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

 

Искусство красноречия.

 

Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно. Под красноречием подразумевается искусное владение живым словом и оказание воздействия на слушателя.

 

Определение этого термина подчеркивает две главные составляющие — искусство украшения речи и искусство убеждать.

 

Украшают речь хорошая дикция, приятный тембр голоса, нужный темп, живая интонация, богатый словарный запас, грамотное и выразительное изложение. Без умения говорить красиво вряд ли получится убедить кого-либо в чем-либо.

 

Основные элементы красивой речи:

 

· Дикция.

· Громкость голоса.

· Темп

· Тембр голоса

· Интонация

· Выразительность

 

Важные элементы убедительной речи:

 

· Грамотность.

· Словарный запас

· Точность

· Подача себя

 

 

Концентрация внимания слушателей.

 

Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддерживать на протяжении всего выступления.

 

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторонние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяющими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

 

На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления. Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Причины ослабления и отвлечения внимания по отношении к выступающему делятся на объективные и субъективные.

 

К объективным причинам относятся уже заложенные в самой природе внимания и восприятия:

 

· разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение - 400:125 слов в минуту).

· ограничение объема внимания. Одновременно человек может воспринимать не более 4 - 5 не связанных между собой объектов;

· воздействие внешних условий: шум, духота, холод;

· естественное утомление. Периоды кризиса внимания: первый - через 15 - 20 минут после начала выступления, второй - через 30 - 35 минут.

 

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления:

 

· сообщение неинтересное или непонятное;

· сообщение, наоборот, «заезженное»;

· речь невыразительна по форме изложения;

· суетливость самого оратора;

· его прикованность к тексту;

· догматически-назидательный тон изложения сообщения.

 

Во избежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.

Для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное в начале внимание будет быстро потеряно.

Наиболее распространенный ораторский прием.

Для себя я выделила не один, а 10 наиболее распространённых приёмов.

1. Пауза

Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале..

 

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

 

3. Яркое начало

Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

 

4. Главная мысль

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

 

5. Остроумие

 

6. Чтение

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

 

7. Приёмы оратора

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

 

8. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него.

 

9. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие.

 

10. Удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

Речь преподавателя.

Речевая культура является визитной карточкой преподавателя, и при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия его как личности

 

Языковая личность преподавателя, его коммуникативное лидерство начинается с овладения нормами языка в различных видах деятельности: при говорении-слушании, письме-чтении как взаимно предполагающих друг друга. Критериями уровня развития языковой личности являются следующие:

· использование средств общения в соответствии с целью и адресатом;

· владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;

 

· освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия.

 

Факторами, составляющими основу речевого мастерства педагога, являются культура речи, начитанность, вербальная (словесная) память, импровизационная способность, позволяющая осуществить ролевое и позиционное говорение.

 

Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации.

 

Речь преподавателя зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней педагогу кажется важным; в ней отсутствует четкая смысловая группировка вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения.

 

Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов:

1. Логическое построение речи (умение убеждать).

 

2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

 

3.Экспрессивные умения:образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

 

4.Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения.

 

5.Дискуссионные умения, этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.

 

6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: