Задания группе НО-18
С 13.04 по 18.04 2020 г.
Подготовить краткую информацию по предложенным пунктам указанной темы
Тема: Искусство устного и публичного выступления
Искусство выступления.
Главной составляющей искусства выступления является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.
Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.
Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.
Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:
|
|
· быть уверенным в себе;
· уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
· кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
· уметь заинтересовывать аудиторию;
· артистизм и харизма;
· дар убеждения.
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.
Искусство красноречия.
Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно. Под красноречием подразумевается искусное владение живым словом и оказание воздействия на слушателя.
Определение этого термина подчеркивает две главные составляющие — искусство украшения речи и искусство убеждать.
Украшают речь хорошая дикция, приятный тембр голоса, нужный темп, живая интонация, богатый словарный запас, грамотное и выразительное изложение. Без умения говорить красиво вряд ли получится убедить кого-либо в чем-либо.
Основные элементы красивой речи:
· Дикция.
· Громкость голоса.
· Темп
· Тембр голоса
· Интонация
· Выразительность
Важные элементы убедительной речи:
· Грамотность.
· Словарный запас
· Точность
· Подача себя
Концентрация внимания слушателей.
Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддерживать на протяжении всего выступления.
Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторонние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяющими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.
|
|
На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления. Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.
Причины ослабления и отвлечения внимания по отношении к выступающему делятся на объективные и субъективные.
К объективным причинам относятся уже заложенные в самой природе внимания и восприятия:
· разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение - 400:125 слов в минуту).
· ограничение объема внимания. Одновременно человек может воспринимать не более 4 - 5 не связанных между собой объектов;
· воздействие внешних условий: шум, духота, холод;
· естественное утомление. Периоды кризиса внимания: первый - через 15 - 20 минут после начала выступления, второй - через 30 - 35 минут.
Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления:
· сообщение неинтересное или непонятное;
· сообщение, наоборот, «заезженное»;
· речь невыразительна по форме изложения;
· суетливость самого оратора;
· его прикованность к тексту;
· догматически-назидательный тон изложения сообщения.
Во избежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.
Для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное в начале внимание будет быстро потеряно.
Наиболее распространенный ораторский прием.
Для себя я выделила не один, а 10 наиболее распространённых приёмов.
1. Пауза
Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале..
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
3. Яркое начало
Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Остроумие
6. Чтение
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
7. Приёмы оратора
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
8. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него.
9. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие.
10. Удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.
|
|
Речь преподавателя.
Речевая культура является визитной карточкой преподавателя, и при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия его как личности
Языковая личность преподавателя, его коммуникативное лидерство начинается с овладения нормами языка в различных видах деятельности: при говорении-слушании, письме-чтении как взаимно предполагающих друг друга. Критериями уровня развития языковой личности являются следующие:
· использование средств общения в соответствии с целью и адресатом;
· владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;
· освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия.
Факторами, составляющими основу речевого мастерства педагога, являются культура речи, начитанность, вербальная (словесная) память, импровизационная способность, позволяющая осуществить ролевое и позиционное говорение.
Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации.
Речь преподавателя зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней педагогу кажется важным; в ней отсутствует четкая смысловая группировка вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения.
Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов:
1. Логическое построение речи (умение убеждать).
2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.
3.Экспрессивные умения:образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
|
|
4.Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения.
5.Дискуссионные умения, этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.
6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность.