Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Пример 1.
Тема урока: «Растения». 3 класс.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
Пример
Тема урока: «Пустыня».
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.
В начале урока используется прием «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения статьи учебника. Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом.