Виды керамики и её особенности

Дисциплина по выбору: Декор интерьера

Реферат по теме: «Художественно-декоративная керамика в современном дизайне интерьера»

 

Исполнитель: Леонидова Е.Ю.

студентка гр. ХТ-50 заочного отделения

___________________

(подпись)

 

 

Научный руководитель:

Давыдов А.В.;

 член творческого Союза

художников России,

старший преподаватель

___________________

(подпись)

 

Самара, 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………. 3
Глава 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ…….………………………………..   5
1.1 ВИДЫ КЕРАМИКИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ …………………..…. 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КЕРАМИКИ И ЕЁ СВОЙСТВА ………… 6
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДНЫ.……………………… 9
   
Список литературы…………………………………………. 10
   
   
   
   
   
   

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство от седой древности унаследовало систему знаков, символов и образов, которые несут общие представления о законах мироздания и древние верования наших предков.

 Дерево жизни в славянской мифологии или Мировое Древо было центральным звеном в славянской мифологии. Оно считается центром древнеславянского мироздания. Соединяет мир людей с миром богов. Ветвями достает до неба, а корнями уходит под землю, оно было связующим звеном между Миром мертвых, земной жизнью и раем. Оно же было центром и основой жизни. Это и лестница в небо, и дорога в преисподнею. В качестве Мирового Дерева славяне изображали дуб, явор, калину, ель, сосну, яблоню.

Дерево - славянский символ, олицетворяющий собой единство и взаимодействие всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

Актуальность темы исследования: обуславливается тем, что современные дизайнеры все чаще используют декоративное панно в помещении как часть интерьера. В последнее время оно пользуется большой популярностью: это очень эффективный художественный метод изменить свою комнату до неузнаваемости, подарить ей новые колоритные краски жизни. Они придают интерьеру законченный и эстетический вид. Интерьер сразу приобретает оригинальность и красоту.

Цель исследования: заключается в изучении славянских мифологических образов и теоретическом обосновании и разработке авторского проекта

«Древо жизни»; проектировании методики преподавания «Художественная лепка» детям младшего школьного возраста, методики руководства коллективом студии «Самарский стиль».

Объект исследования: современные техники и приемы художественной керамики.

Предмет исследования: славянские мифологические мотивы в художественной керамике.

Задачи исследования:

1.На основе теоретического анализа методической литературы определить ключевые понятия, исследовать основные приемы современной авторской керамики.

2.Выбрать современные технологии изготовления и обработки художественной керамики для создания авторского проекта «Древо Жизни».

3.Спроектировать методику преподавания и методику руководства «художественной лепки из пластилина» на основе славянских мифологических мотивов и символики.

4. Изучить приемы стилизации образов славянской мифологии в композиции.

5. Проанализировать образ Древа Жизни в МХК.

6.Разработка авторского проекта «Древо Жизни».

Теоретическая значимость исследования: заключается в составлении алгоритма технологических приемов художественной керамики; разработаны наиболее эффективные рекомендации по улучшению условий обучения в детском творческом объединении (младшего школьного возраста).

Практическая значимость исследования: заключается в разработке методики руководства детской творческой мастерской и проектировании авторского проекта керамического панно «Древо жизни», которые можно использовать в качестве методического материала в учебном процессе.

 



ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ.

ВИДЫ КЕРАМИКИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

        

Древнейший на земле материал керамика занимает важное место в развитии мировой культуры последней трети XX – начала XXI вв. Слово керамика происходит от греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – глина, изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамика составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы.

Керамика – распространённый вид строительных и декоративных материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, плитки для полов, архитектурные детали). Этот уникальный материал обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, органично соединяет конструктивные, цветовые и пластические свойства глины. 

Новые технологии изменили и значительно расширили возможности художественной керамики, разнообразнее стали её жанры, пластическая и цветовая палитра. Высокие качества керамики идеальны для работы в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, скульптуре, дизайне, инсталляциях и арт-объектах. Красота и пластичность терракоты, изысканная строгость фарфора, многоцветье фаянса и майолики, монументальное величие шамота – находят широкое применение в разных сферах человеческой жизни.

Богатый исторический опыт убеждает в том, что керамике подвластно решение сложных задач синтеза с архитектурой, с которой она соразмерна по масштабу, ритму, пластике, фактуре и цвету.

Неповторимые свойства керамики и возможность воплотить в ней творческие замыслы позволили художникам создавать уникальные творческие произведения, открыть в них новые способы соединения объема, цвета и пространства, которые значительно увеличивают эмоциональное воздействие произведений, позволяют использовать весь арсенал средств художественной выразительности.

Керамические произведения имеют иные принципы построения, чем в других видах искусства, поэтому специфические возможности этого материала позволяют выделить керамику в самостоятельный вид творчества. 

Искусство керамики сегодня обозначено необычными темпами развития. Оно активно проникает в сферу архитектуры и дизайна.

Декоративная керамика – один из интенсивно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства, сфера ее применения постоянно расширяется. Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства.

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КЕРАМИКИ И ЕЁ СВОЙСТВА.

 

Керамические изделия классифицируют по структуре, степени спеченности, состоянию поверхности и назначению.

По структуре спекшейся керамической массы различают грубую и тонкую керамику.

Изделия, имеющие в изломе грубозернистое строение, относятся к грубой керамике. 

Изделия с тонкозернистым строением составляют класс тонкой керамики. Они имеют плотную монолитную структуру и равномерно окрашены.

По степени спеченности керамические материалы подразделяются таким образом:

1. Пористые – имеющие водопоглощение более 5%.

2. Плотные (спекшиеся). Имеют водопоглощение не более 5%, их еще называют каменно-керамическими. Пористые материалы могут впитывать от 5 до 20% воды по массе или 12– 35% по объему. При необходимости их покрывают глазурями или ангобами. Плотные материалы не пропускают воду. Они могут быть неглазурованными и глазурованными. Плотные керамические изделия издают при ударе чистый, долго незатухающий звук; пористые – глухой, быстро зату-хающий звук. По состоянию поверхности керамические материалы бывают глазурованными или ангобированными и неглазурованными. 

Особое место в классификации керамических материалов и изделий занимает архитектурно-художественная керамика. Она предназначена для наружной отделки зданий, художественного оформления интерьеров, переходов, тротуаров, выставочных павильонов, парков и садов. К этой категории керамики относятся изделия в основном из терракотовых и майоликовых масс, которые условно подразделяются: – на изделия для облицовки экстерьеров; – изделия для облицовки интерьеров.

Основными традиционными видами архитектурно-художественной керамики являются: терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса. В настоящее время в этой группе видимых границ и различий между строительно-облицовочной, архитектурно-художественной керамикой и изделиями, "относящимися к разделу благоустройства", не существует. Так, например, строительно-облицовочная керамика подвержена активным процессам "охудожествления", архитектурно-художественная, наоборот, "декоративизируется" и уже не имитирует живопись и скульптуру.

Современным керамическим покрытиям свойственен рост декоративных возможностей и расширение сфер применения. В их создании прогрессируют тенденции, направленные на цветовое и пластическое обогащение архитектурной плоскости.

Современная декоративная  керамика активно подключается к решению проблем, стоящих перед традиционной триадой "архитектура – живопись – скульптура". Поиски керамистов вышли далеко за привычные "пределы керамики" и имеют немаловажное значение в аспекте синтеза искусств.

Бесконечное богатство и разнообразие цветовых, пластических и фактурных качеств предопределили важную роль керамики в происходящем процессе интеграции художественных средств.

В настоящее время наблюдается эффективное функционирование произведений декоративной керамики в архитектурно-пространственной среде при тесном творческом сотрудничестве художников и архитекторов. Гинзбург В.П. указывает, что в работе над архитектурно-декоративными изделиями необходимо привлекать и  архитекторов, ибо уж если размножать для широкого применения декоративную облицовочную плитку, напольные вазы, настенные бра, кашпо, светильники, то пусть это будут произведения настоящих мастеров [1].

Декоративная керамика как элемент организации архитектурной среды пользуется возрастающей популярностью в нашей стране, а также в других странах. Средствами керамики часто решаются сложные задачи изобразительного характера, присущие станковому и монументальному искусству. Постоянное расширение области применения керамики, её вторжение в смежные сферы привело к рождению новых синтетических форм произведений. В современных условиях керамику невозможно рассматривать узко только как строительный материал или только с позиций декоративно-прикладного или монументального искусства. 

Опыт её применения в организации архитектурно-пространственной среды требует изучения и теоретического анализа в аспекте основополагающих проблем синтеза искусств. [2]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: