Лабораторная работа № 1

Учебно-методические указания

Для выполнения обучающимися

Практических работ (Лабораторных работ)

По учебной дисциплине

ОУД.12 «Биология»

ППССЗ 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта специальностей технического и естественнонаучного профилей.

 

 

ОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ Республики Карелия

«КОСТОМУКШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»   

 

                                                              

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.Пояснительная записка.                                     Стр. 3

2. Введение.                                                            Стр. 4

3. Содержание дисциплины.                                 Стр. 6  

4. Лабораторные (Практические) работы            Стр. 7

5. Критерии оценок                                                Стр. 17

6. Список литературы.                                           Стр. 18

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы по курсу обшей биологии.

Для выполнения лабораторных и практических работ необходимы: учебники по биологии для профессионального образования под редакцией

 Е. И. Тупикина, а также других авторов.

В каждой лабораторной работе даны методические рекомендации по ее выполнению.

 

 

 

 

Введение

 

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы является частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Биология».

Содержание заданий учебно-методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Биология» соответствует требованиям к минимуму содержания среднего общего образования Государственного образовательного стандарта.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы:

1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

2. углубление и расширение теоретических знаний;

3. формирование умений использовать учебную и справочную литературу;

4. развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6. развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения учебной дисциплины «Биология» обучающиеся должны уметь планировать и выполнять свою работу. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

Внеаудиторная самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения внеаудиторная самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций, учебной литературе, готовить сообщение, доклад, реферат по заданной теме, составлять письменный конспект темы или раздела, выполнять упражнения и творческие задания.

 

Содержание дисциплины.

 

Введение

Предмет изучения общей биологии. Уровни организации живой материи.

Учение о клетке.

История развития цитологии. Строение и функции клетки. Органоиды клетки. Вирусы как неклеточные формы жизни. Химические вещества клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез АТФ. Биосинтез белка.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Половое и бесполое размножение. Митоз и мейоз, их биологическое значение. Образование половых клеток. Двойное оплодотворение цветковых растений. Онтогенез- индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональное развитие организмов.

Основы генетики и селекции.

Генетика наука о наследственности и изменчивости. Г. Мендель основоположник генетики. Моногибридное скрещивание, его цитологические основы. Дигибридное скрещивание, его цитологические основы. Гетерозиготы, неполное доминирование. Генетика пола. Наследственные болезни человека, их значение. Модификационная и мутационная изменчивость. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные достижения современной селекции.

Эволюционное учение.

Работы Ж.Б.Ламарка и К.Линнея. Эволюционное учение Ч.Дарв

 

 

Лабораторные работы

 

 

Лабораторная работа № 1

 

Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов».

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.

 

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека,  культура сенной палочки, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, микропрепараты клеток многоклеточного животного организма, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,

 

Ход работы:

 

Рис 1

Работа 1.

1. Рассмотрите на рисунке [1] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.
У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

Рис. 2

 

Работа 2.

 

1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенной палочки.

2. Рассмотрите препараты под микроскопом.

 

Рис.3

3. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточного животного организма.

4.Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.

 

Работа 3

1. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточных животных

2. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.

 

Рис.4

 

3. Обозначьте органоиды клетки, изображенные на рис. 4

     
     

Сделайте вывод о проделанной работе.

       
             











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: