Аппаратурный эксперимент в изучения лидерства

Тема лекции: «Методы исследования лидерства»

Экспериментальный метод.

Общая схема исследований по изучению лидерства выглядит следующим образом: экспериментальной группе выдается задание, требующее совместной работы в течение длительного времени, затем группе назначается (или выбирается группой) лидерруководитель обладающий определенным, заранее выявленным преимущественным стилем руководства-более или менее авторитарным или более или менее партисипативным. Результативность группы замеряется (чаще всего количественно), а затем меняются условия выполнения задания или условия лидерства или то и другое. Цель экспериментов состоит в том, чтобы выявить, как изменения этих параметров влияют на производительность группы. Эти результаты постоянно сравниваются с результатами контрольной группы

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. 

Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.

Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию - это обеспечивает естественность их поведения. Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий. Отрицательным моментом данной разновидности эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено. Осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. Другой недостаток естественного эксперимента заключается в необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический созданный в 30-е годы ХХ века Дж. Морено

Социометрический эксперимент используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе. Данная технология наиболее полезна при изучении ряда тем в курсе социальной психологии (лидерство, отношения и взаимодействия в малой группе, межличностные отношения, организованность, сплоченность и совместимость, психологический климат, надежность, стрессоустойчивость группы),

Корреляционный метод

Данный метод позволяет определить данные о независимых и зависимых переменных более-менее одновременно, при этом предполагается корреляционная взаимосвязь. Методназывается корреляционным потому, что предполагается наличие корреляции. Чтобыполучить средства измерения партисипасивного лидерства, исследователи применяют рядсредств: Совещание с подчиненными, другими руководителями, исследуют измененияпропорций расходования времени на общение, исследование различных методов общения.Самым широко распространенным методом являются листы опроса которые позволяютвыявить степень склонности лидера к партисипасивному управлению. Партисипативное управление базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно. Партисипативноеуправлениеуправление, направленное на раскрепощение творческой активности работника.

Рассматривая корреляционный подход с повторными замерами, можно сказать, что он используется для принятия во внимание возможности того, что, например, эффективность партисипативного лидерства, по крайней мере частично, определяется организационным контекстом или ситуацией, к которой оно имеет отношение. Может быть так, что исследователь изучает степень «партисипативности» лидерства, проявляемую назначенными лидерами в ряде фирм и производительность подчиненных, но обнаруживает, что корреляция мала. Дальнейшие исследования могут выявить, что среди таких подчиненных, выполняющих простую, рутинную работу, очень низкая корреляция между двумя переменными. Суммарные величины партисипативного лидерства лишь незначительно воздействуют 

на производительность. Однако, когда появляется более сложная работа, партисипативное лидерство делается более эффективным и уже существенно влияет на производительность. Таким образом корреляции между поведением лидера и результатами носит ситуационный характер.

Аппаратурный эксперимент в изучения лидерства

В области изучения малых групп используются разные виды моделей: 

• предметные (например, «Арка»,     «Эстакада» для изучения   совместной деятельности);

• аппаратные («Гомеостат», «Сенсомоторный интегратор» для исследования совместной деятельности);

• пространственно-субъектные («Рекурсивное скульптурирование» для изучения процессов самоорганизации группы);

• знаковые («Клеточные автоматы» для исследования самоорганизации группы). Предметные, аппаратурные и пространственно-субъектные модели часто применяются в рамках лабораторных экспериментов

Предметные модели. К ним относится «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», которые моделируют совместную деятельность членов группы при сборке различных объектов.

При решении задачи каждый член группы обладает относительной самостоятельностью, может взять на себя ту или иную функцию (лидер, ведомый), внести больший или меньший вклад в решение совместной задачи, отказаться от взаимодействия, решить задачу самостоятельно. Конечная цель – сборка объекта (например, арки) – достигается на основе суммации индивидуальных вкладов испытуемых: предолжений и действий. В качестве показателя успешности работы рассматривается время, затрачиваемое участниками группы на сборку каждой конструкции. 

Посредством наблюдения фиксируются вербальные и невербальные реакции, что позволяет определять индивидуальное участие каждого индивида в общей работе, структуру группы, распределение ролей, позицию лидерства-ведомости. 

Аппаратные модели. Подразделяются на модели суммарного воздействия, модели многосвязанного управления равновесием системы, модели многосвязанного управления движущимся объектом.

Модели суммарного воздействия. К этим моделям относят приборы «Групповойритмограф», «Групповой волюнтограф ». Так, «Групповой ритмограф»используется для опосредованного изучения динамики эмоциональных состояний в малой группе, сформированности группы по параметру эмоциональной совместимости. Эта аппаратная модель позволяет регистрировать изменение состояния членов группы в виде ритмографической записи психомоторных реакций (ритмограммы). Все участники группы располагаются за столом и работают (нажимают на «грушу» или др.) в удобном для каждого ритме. Затем группе дается значимая информация и наблюдается, какие изменения происходят в ритме деятельности (например, в сплоченных группах наблюдается сближение индивидуальных ритмов деятельности). 

Модели многосвязанного управления равновесием системы. Модели этой категории представлены прибором «Гомеостат » в разных модификациях. Его применение опирается на следующий принцип: целенаправленная взаимосвязанная деятельность тем эффективнее, чем меньше размах колебательных процессов. Эта модель используется для изучения сенсомоторной сработанности и тактики действий каждого человека в процессе совместной работы.

Прибор состоит из нескольких пультов. В задачу каждого участника входит установление стрелки индикатора на своем пульте на определенной отметке (например, поле). При работе каждый испытуемый получает информацию от собственного индикатора и, воздействуя на него, одновременно воздействует на индикаторы партнеров. Экспериментатор со своего пульта управления может варьировать степень трудности решаемых задач. Задача считается выполненной тогда, когда все испытуемые устанавливают стрелку на требуемой отметке. 

Модели многосвязанного управления движущимся объектом. В данном случае используются приборы «Сенсомоторный интегратор», «Кибернометр», «Пантограф». С помощью этих аппаратурных моделей изучается: сенсомоторная сработанность и совместимость, индивидуальные вклады в решение групповой задачи, эмоциональная идентификация членов с группой, лидерство-ведомость.

Например, «Кибернометр» состоит из рабочего поля (кодировочная матрица, лабиринт и др.), движка с лампочкой (индикатор ошибок) и системы тяг, посредством которых испытуемые управляют перемещением движка по поверхности рабочего поля. Степень свободы каждого рычага (тяги) ограничена, что повышает взаимозависимость членов группы. При этом регистрируются усилия, вложенные в выполнения задания каждым членом группы, время, ошибки, а также вербальная активность. На основе этих показателей определяется степень совместимости и сработанности, некоторые аспекты лидерства, эмпатия и др.

 

Приборы-модели позволяют наглядно выявить следующие социально-психологические феномены.

а) Лидерство и лидеров-организаторов, которые хорошо наблюдаются в ходе решения группой коллективной задачи. Как правило, лидеры-организаторы проявляются добровольно и стихийно (группа очень редко делегирует их). Можно назначать лидера педагогу, но в случае несовпадения с реальным лидером назначенный безапелляционно устраняется группой.

б) Избирательность межличностных отношений. Группа по- разному реагирует на ошибки, допущенные индивидами с разным статусом: одних поддерживает, других наказывает, к третьим индифферентна. При работе с приборами-моделями обнажаются симпатии и антипатии при обращении за помощью, советом, а также в случае возникновения помех и недоразумений.

в) Психологический настрой (мотивацию) на совместную деятельность, что проявляется в соответствующей степени готовности, интереса к задаче и активности ее решения.

г) Сплоченность, организованность и надежность группы. Единство действий, согласованность, самостоятельность и эффективность деятельности наиболее зримо проявляются при выполнении задачи в усложненных условиях: присутствии другой группы, соревнования с ней, возникновения неожиданных препятствий («выводится из строя» лидер, фиксируется левая или правая рука у одного или нескольких членов группы, завязываются глаза и т.д.). Одни группы в данных условиях сплачиваются, в других возникает «коммуникативный шок», т.е. парализуется общение и возможен отказ от выполнения задачи.

д) Психологический климат, который проявляется в степени защищенности индивидов, общем эмоциональном фоне группы при удачном и неудачном выполнении задачи, удовлетворенности работой и готовности повторить ее.

е) Структура совместной деятельности. Можно продемонстрировать необходимость основных ее элементов: общей цели, общего мотива, общего результата, распределения обязанностей, согласования действий, общего управления, взаимосвязи всех участников деятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: