Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.
СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР - организация Варшавского договора), но распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты во внешнеэкономической торговле России, среди которых прочное место заняли следующие страны:
|
|
1. Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса - Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России - 50%.
2. Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
3. Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).
4. Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. произошли следующие изменения:
· по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;
· по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье;
· образовались частично "прозрачные" границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;
· было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;
· блок НАТО расширился на восток, к границам России;
· образовался анклав - Калининградская область.
Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России относительно стран-соседей также стало иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.
|
|
Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.
В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:
· Японии, которая хочет получить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
· Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область).
· Латвии - Пыталовский район.
· Финляндии - на земле Карелии - Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.
Изменение геополитического положения также привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы и т.д.). Поэтому представляется очевидным ухудшение геополитического и экономико-географического положения России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.
Нынешняя ситуация порождает множество проблем. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.
Несмотря на имеющиеся трудности Россия не только поддерживает связи с другими европейскими государствами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.
Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский Союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.
Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в свое законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям.
|
|
Россия пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце ХХ в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России.
Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.
Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.
Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.
|
|
Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
Таким образом, с распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной внешнеэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в мировой экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
/Геополитическое положение России
Многие соседи России (Белоруссия, Украина, Азербайджан и Казахстан) являются членами Содружества Независимых Государств (СНГ) — эти страны важные политические и экономические партнёры России.
Традиционно дружественные отношения Россия поддерживает с Финляндией и Монголией. Значительно улучшились за последние годы экономические и политические отношения с Китаем.
Однако после распада Советского Союза экономико-, транспортно- и политико-географическое положение России значительно ухудшилось. Сузился выход к морям Атлантического океана, и Россия потеряла непосредственный доступ ко многим важным морским портам на Балтийском море (Таллин, Ригу, Вентспилс, Лиепаю, Клайпеду), Чёрном море (Одессу, Ильичевск, Херсон, Николаев, Керчь, Поти, Батуми) и Азовском море (Мариуполь). Вдоль западной границы появились так называемые буферные государства, отодвинувшие Россию от стран зарубежной Европы, на которые приходится около 2/3 внешней торговли России.
Выход из состава России Закавказья, Средней Азии и Казахстана отодвинул границы России на север, что сделало её более северной и холодной страной по сравнению с СССР. Использование во внешней торговле Тихого океана из-за слабого развития транспорта и удалённости Дальнего Востока от экономических центров европейской части России весьма проблематично. На южных рубежах России и СНГ возникли многочисленные очаги межнациональных конфликтов (Чеченская Республика, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия в России, Приднестровье в Молдавии, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорный Карабах в Азербайджане, Таджикистанб Крым в Украине и др.).
В настоящее время Россия граничит с шестью странами — членами НАТО: США, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой. Не всегда добрососедскую политику проводят Эстония и Латвия, усилились территориальные претензии к России со стороны Японии. Резко обострились отношения России с Грузией в 2008 году (Грузия не только вышла из СНГ, но и разорвала дипломатические отношения с Россией), а также с Украиной в 2013 году.
Главными геополитическими и экономико-географическими приоритетами России являются: Материал с сайта http://worldofschool.ru
- Страны СНГ, связанные с Россией не только соседским положением, но и общей многовековой историей, общим военно-политическим и экономическим пространством, родственными и дружескими связями граждан.
- Страны зарубежной Европы и прежде всего страны Европейского союза, ставшие основными торговыми (почти половина внешней торговли России) и финансовыми партнёрами нашей страны.
- США — самая мощная в военном, политическом, экономическом и научном отношении страна мира.
- Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Индия, Китай, Япония и новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.), имеющие высокие темпы экономического и социального развития.
- Страны Севера (Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Канада и американский штат Аляска), имеющие общие с Россией проблемы и огромный опыт в освоение районов Крайнего Севера.
Таким образом, на современном историческом этапе транспортно- и экономико-географическое положение России нельзя считать однозначно выгодным, а политико-географическое положение — безопасным.