Социально-экономическое и общественно-политическое развитие во второй половине 1990-х гг

Февраля 1994 г. Б.Н. Ельцин впервые выступил с президентским посланием Федеральному собранию. Определяя важнейшие задачи экономики, он подчеркнул, что для России неприемлема ни советская плановая система, ни продолжение «шокотерапии». В качестве первоочередных задач руководство страны рассматривало осуществление умеренно жесткой финансовой политики, обуздание инфляции экономическими методами, поддержку наиболее перспективных отраслей народного хозяйства, в результате чего и должно было произойти повышение благосостояния населения. В августе 1994 г. правительство заявило, что конечной целью его новой программы действий является построение в ближайшем будущем «высоко эффективной, динамичной, социально ориентированной рыночной экономики».

В рассматриваемый период при продолжавшемся упадке наукоемких отраслей, а также легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства на ведущих позициях прочно закрепился сырьевой капитал. Упрочение позиций топливноэкономического комплекса сделало его особенно привлекательным для участников приватизационного процесса. Проведение залоговых аукционов привело к тому, что именно здесь возникли крупнейшие российские акционерные общества — РАО «Газпром» (газовая отрасль), «Лукойл», «Сибнефть» (нефтяная), РАО «ЕЭС России» (единая энергосистема). Топливноэнергетические «империи», по существу, контролировали всю экономику и социальную сферу. В то же время для государства, являвшегося крупным держателем акций данных «естественных монополий», соответствующие отчисления стали одним из основных источников бюджетных поступлений.

Изыскивая средства пополнения бюджета, правительство обратилось к практике различных финансовых ухищрений. Среди них самый широкий резонанс имел произошедший 11 октября 1994 г. — в «черный вторник» — резкий обвал рубля (в одночасье курс американской валюты вырос с 3081 рубля до 3926 рублей за доллар). Впоследствии, чтобы сделать инфляцию в большей степени предсказуемой, 1 июля 1995 г. был введен так называемый «валютный коридор» — фиксируемый и поддерживаемый Центробанком РФ курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте.

Ярчайшим проявлением нечистоплотности приемов деятельности частного бизнеса стало создание многочисленными банками, страховыми и акционерными компаниями («МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Московская недвижимость», «Тибет», «Властелина» и другие) финансовых «пирамид». Это происходило при полной индифферентности государства, заявлявшего о приоритетности проблемы финансовой стабильности в своей экономической политике, и вместе с тем ничего не предпринимавшего, чтобы разъяснить неискушенным в финансовых проблемах россиянам природу и возможные последствия деятельности «раскрученных» в СМИ «пирамидных» систем.

В рамках курса стабилизации экономики правительство предпринимало усилия по стимулированию инвестиций. Однако добиться должного результата не удалось. Привлечению иностранных вложений в российскую экономику серьезно препятствовали нестабильная политическая ситуация в стране и отсутствие полноценного законодательства. Не увенчалось успехом и стремление властей направить национальный капитал из торговопосреднической и финансовоспекулятивной сфер в производственную. Российские предприниматели попрежнему предпочитали переводить деньги за границу или «прокручивать» их в коммерческих банках. Население также не желало вкладывать свои средства в покупку акций российских предприятий, а тратило их на приобретение наличной иностранной валюты. Непомерно высокие, разорительные налоговые ставки привели к тому, что ставшие уже традицией уклонения россиян от уплаты налогов (использовались бартерные сделки, «черный нал», подпольные счета и т.д.) в середине 1990х гг. приобрели угрожающие масштабы. В первом полугодии 1996 г. налоговые поступления федерального уровня составили лишь 70% от запланированной суммы. Б.Н. Ельцин имел все основания объяснять весьма актуальную для многих россиян проблему задержки с выплатой зарплаты и пенсий именно тем, что «государство, центральные и местные власти не могут собрать налоги». К осени 1996 г. недоимки по налоговым поступлениям составили 71 трлн рублей, в то время как долги по заработной плате и социальным выплатам — 40 трлн рублей, а задолженности по пенсиям — 11 трлн рублей.

Катастрофическая ситуация сложилась с обслуживанием внешнего долга страны (в 1996 г. он приблизился к 130 млрд долларов, что составляло 53% внутреннего валового продукта страны). В 1997 г. затраты России на обслуживание внешнего долга уже превысили сумму новых финансовых поступлений от Международного валютного фонда и других финансовых структур дальнего зарубежья. Столь же трудно разрешимым оказался вопрос о возвращении Российской Федерации как преемнице СССР долгов развивающихся стран (149 млрд долларов). Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов странкредиторов.

Справиться с ситуацией перманентной нестабильности госбюджета была призвана созданная 11 октября 1996 г. при президенте Российской Федерации Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (председателем стал В.С. Черномырдин, что свидетельствовало о важности задач, стоявших перед ВЧК). Именно ВЧК принимала решения о передаче в Арбитражный суд исков о банкротстве предприятийдолжников, что приводило или к ликвидации предприятий, или к введению внешнего управления.

Правительство также пыталось укрепить финансовую систему посредством внутренних займов. С середины 1990х гг. начался выпуск значительного количества официальных долговых векселей — государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Они имели высокие проценты доходов и государственные гарантии, поэтому охотно приобретались российскими и зарубежными вкладчиками. Для выплаты полагавшейся по ним процентной прибыли Центробанк прибегал к выпуску новых ГКО и ОФЗ. Фактически была создана огромная, в масштабах целого государства, финансовая «пирамида», которая, естественно, не могла долго просуществовать.

В середине 1990х гг. экономические преобразования были тесно связаны с осуществлявшимся переустройством политической системы. Безуспешные попытки правительства сформировать реальный жесткий бюджет во многом определялись стремлением Госдумы первого созыва расширить социальную поддержку различных слоев населения, в связи с чем принимались решения, реализация которых требовала больших затрат.

Первая понастоящему острая ситуация в Думе сложилась в октябре 1994 г.: признав работу правительства неудовлетворительной, законодатели поставили на обсуждение вопрос о доверии кабинету министров. Вместе с тем взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти в определенной степени было обеспечено принятием 28 апреля 1994 г. инициированного президентской стороной «Договора об общественном согласии». Подписав этот документ, более 800 представителей властных структур, политических партий, общественных организаций и движений брали на себя обязательство отказаться от насильственных методов борьбы, не сосредотачиваться на выяснении отношений друг с другом, а мобилизовать все силы на решение неотложных задач государственного значения. Однако следует отметить, что КПРФ, АПР и другие ведущие оппозиционные партии договор не подписали.

Государственной думе первого созыва был отведен всего двухлетний срок деятельности, поэтому уже 1995 г. прошел под знаком подготовки к новым думским выборам. Помимо кандидатов, баллотировавшихся по одномандатным округам, борьбу за голоса избирателей повели 43 политических блока и партии.

По замыслу окружения Б.Н. Ельцина выборы 1995 г. должны были привести к складыванию в парламенте двухпартийной проправительственной системы, которая, имея поддержку трети избирателей, обязана была нейтрализовать политическую оппозицию. С этой целью было создано предвыборное объединение «Наш дом — Россия» во главе с В.С. Черномырдиным (НДР отводилась роль «правоцентристской» партии). Роль «левоцентристской» силы отводилась «Блоку Ивана Рыбкина» (он должен был «оттянуть» голоса коммунистов).Список политических партий России, представленных в Госдуме

По состоянию на ноябрь 2015 года список политических партий России, представленных в Госдуме, выглядит так:

№ п/п Название партии Количество мест в Думе
1 «Единая Россия» 238
2 КПРФ 91
3 «Справедливая Россия» 64
4 ЛДПР 56

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: