Классификация и причина конфликтов

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов партнеров по общению.

В социальной психологии выделяют следующие типы конфликтов:

- внутриличностный конфликт. Наиболее распространена форма ролевого конфликта, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенности в себе. Так, например, внутриличностный конфликт между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя.

- межличностный конфликт. Это наиболее распространенная форма конфликта в организациях. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу. Межличностный конфликт может также появляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом

- конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Другой распространенный конфликт этого типа – между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают:

- при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива;

- из-за несоответствия компетентности руководителя компетентности специалистов;

- из-за неприятия нравственного облика руководителя и специалистов.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых успешных организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Яркий пример межгруппового конфликта – конфликт между профсоюзом и администрацией.

По направленности конфликты делятся на:

- горизонтальные – не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу;

- вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого;

- смешанные – представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Они наиболее нежелательны для руководителя, так как в этом случае каждое его действие рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Самыми распространенными являются вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70 – 80% от всех остальных.

По значению  конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение этих разногласий помогает вывести организационную структуру и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития. Конструктивный характер конфликт будет иметь только в том случае, если оппоненты не выйдут за рамки этических норм.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Деструктивные конфликты приводят к разрушительным действиям, что ведет к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

- стремление к превосходству;

- проявление агрессии;

- проявление эгоизма.

Стадии и структура конфликта

Стадии протекания конфликта:

- формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

- переход конфликта в стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

- конфликтные действия;

- снятие или разрешение конфликта;

- послеконфликтная ситуация, которая может быть функциональной (конструктивной) и дисфункциональной (разрушающей).

Структура конфликта:

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт,

где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта; конфликт – это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт – значит:

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow